Надежда Клепцова
Конспект НОД «Весёлая лаборатория» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Весёлая лаборатория"
Задачи:
уточнить представление о том, кто такие учёные люди, познакомить с понятиями "наука", о способе познания мира - эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории.
закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха (воздух заполняет всё пустое пространство, имеет вес, расширяется и сжимается)
Публикация «Конспект НОД „Весёлая лаборатория“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов
формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, самостоятельность
развивать интерес к самостоятельной деятельности
воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование и материалы: таз с водой, стаканы, бутылки, соломинки для коктейля, картинки с изображением опытов, халаты для детей. Игрушка дед Знай. Игрушечные весы. Шары. Кусок ткани.
Предварительная работа: предварительная беседа об учёном Архимеде.
Словарная работа: лаборатория, наука, учёный, гипотеза, криосфера, учёный Ломоносов.
Ход НОД
В: входят в группу и читают таблицу "Лаборатория "Звёздочка"
Вы знаете, что такое лаборатория?
Д: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
В: Правильно, ещё в лаборатории на столах находиться оборудование, необходимое для проведения опытов.
В: В лаборатории детей встречает дед Знай, здоровается, знакомится с детьми. Дед Знай - хозяин лаборатории. Что необычного вы видите в его наряде? Почему он так одет?
Д: У него белый халат, как у врача. Может он ученый?
В: Да, ребята, дед Знай - ученый. Как вы думаете, чем занимаются учёные?
Д: Проводят опыты, что-то изучают.
B : Правильно, они изучают, исследуют, проводят различные эксперименты, одним словом занимаются наукой.
А что такое наука? Наука - это познание. Это изучение различных предметов, явлений. Что могут изучать ученые?
Д: химию, бактерии, всё могут изучать.
В: Один из таких ученых перед вами - это дед Знай, он много знает, потому что много читает, работает, думает, стремиться узнать что-то новое и рассказать об этом всем. У деда Зная в лаборатории много книг. Вот одна из них, где рассказывается о разных ученых.
Ученые - это люди, изучающие наш мир и его устройство. Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них. Ребята посмотрите на портрет вот этого ученого - это Архимед. Я расскажу вам немного о нё м: когда вас ещё не было на свете, не было и ваших родителей, и даже ваших бабушек и дедушек, жил в Греции человек по имени Архимед. Он был математик и учёный. Этот человек был очень любознательным, всё ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей. А вот ещё один учёный он наш земляк, когда-то давно он тоже жил в нашем городе Санкт-Петербург. Ломоносов был выдающимся разносторонним человеком и еще изобретателем. Он изобрел прибор, сквозь который лучше видно в темноте, машину из множества зеркал и линз, которая фокусировала солнечные лучи, прибор для изучения вязкости жидкостей. Он впервые использовал микроскоп в химии и усовершенствовал его. Изобрел громоотвод, впервые стал изучать строение атмосферы и причины погодных аномалий. Для Ломоносова природа была живой, и он изучал ее. Ученый впервые открыл морозную атмосферу земли — криосферу…
В: Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы?
Д: думают много, изучают, делают опыты.
В: Правильно. Учёные наблюдают за происходящим в мире. Что такое наблюдение?
Д: это когда на что-то смотрят.
В: Да, ребята. Наблюдение - это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств?
Д: обоняние, осязание
В: Сейчас мы поиграем в игру "Потрогай!"
Ход игры: В один мешочек положить несколько небольших предметов и угадывать каждый на ощупь, засунув руку в мешочек.
Все были молодцы!
Ребята, при проведении экспериментов учёные записывают, зарисовывают все, что происходит. Дедушка Знай приглашает вас стать его помощниками. Мы тоже будем с вами проводит эксперименты и будем все записывать в свои научные тетради. Так что такое эксперименты?
Д: это когда проводят опыты, когда что-то проверяют.
В: Эксперименты - это опыты, которые проводят ученые, чтоб убедиться в правильности своих предположений или гипотез. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами?
1. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
4. Бережно и аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал-аккуратно положи всё на место.
5. Помни, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Я написала эти правила и повесила в нашей лаборатории, чтобы не забывать про них.
Дед Знай: Дети послушайте загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтоб шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас. (воздух)
Дед Знай: Что это?
Д: Воздух.
Дед Знай: Правильно, воздух. А какие свойства воздуха вы знаете?
Д: невидим, его нельзя потрогать, бесцветный.
Сейчас мы проверим некоторые свойства воздуха. Занимайте свои места.
Дед Знай: Опыт №1 "Воздух повсюду".
Возьмите стакан и соломку, наберите ей воду и быстро зажмите верх соломки.
Дед Знай: Опыт №2 "Воздух имеет вес".
Положите на чаши весов надутый воздушный шарик и ненадутый. Какой шарик будет весить тяжелее?
Дед Знай: Опыт №3 "Не намокающая ткань".
Ребята возьмите стакан и уложите в него плотно ткань, чтобы она из него не выпала. переверните стакан и опустите его в таз с водой. Стакан удерживайте в воде прямо, чтобы воздух находящийся в нём не проник во внутрь и ткань не намокла. вода может попасть в стакан, только если ты наклонишь его и дашь воздуху выйти.
Физкультминутка
Ребята, а теперь вставайте на коврик и изобразите те предметы, в которых используется воздух.
Насос (упражнение на дыхание) – о. с., руки опущены, сжаты в кулаки.
Сделать глубокий вдох, поднять руки до уровня подбородка; 2- выдох, наклониться вперёд, руки опустить;
Шарик (упражнение на дыхание) – пальцы рук собрать в щепотку, руки соединить. 1 – вдох; 2- выдох на пальцы рук – «надуваем шарик»;
Аэроплан: руки в стороны, как крылья, «полетать»;
Гимнастика для глаз: наши глаза могут, как воздух, сжиматься и расширяться (глаза широко раскрыть – зажмурить); показать, что воздух везде (глазами вверх-вниз, движение воздуха доносится до нас запахи (движение глазами вправо-влево).
Молодцы ребята, теперь садитесь на стульчики, и мы продолжим.
Итог занятия
Вопросы детям:
О каких свойствах воздуха мы узнали?
В: Да, ребята,
Воздух - невидимка!
Воздух легче воды!
Воздух имеет вес!
Воздух движется!
Воздух можно поймать!
Понравилось ли вам работать в лаборатории?
В: Рабочий день в лаборатории подошёл к концу. Все получают в качестве награды вкусную конфету. Также предлагаю желающим исследователям зарисовать проведённые нами опыты.
Используемая литература:
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : Сфера, 2002.
Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО" ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015. - 320 с. - (Библиотека журнала "Дошкольная педагогика").
Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 80 с.