Светлана Александрова
Конспект НОД «Листопад» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: поисково-исследовательская деятельность
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно –эстетическое.
Цель: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект НОД „Листопад“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: образовательные:
Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях
Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Развивающие: развивать внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
Воспитательные: воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом, эстетические чувства к природе.
Оборудование и материал:
«Волшебный экран»
Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы
Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.
Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А.
С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Добрый день! Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Сегодня я хочу рассказать сказку "Скворец и осень"
Жил да был скворец. Песни распевал и птенцов насиживал. Быстро пролетели теплые и летние деньки. Осень стоит на пороге. Жалко стало скворцу уходящего лета. Полетел он к березе и просит:
– Береза, береза, останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Поднатужилась береза, даже листики на ней пожелтели, но осень остановить не смогла. Полетел он к рябине и просит:
– Рябинка, рябинка, останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Собрала рябина все свои силы, даже листики на ней покраснели, но осень остановить не смогла. Полетел скворец к лиственнице и просит :
– Лиственница, лиственница, останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Закачалась и затряслась лиственница, даже иголочки с нее осыпались. Но осень остановить и она не смогла.
Пришлось скворцу собираться в теплые края, подальше от сырой и голодной осени.
С той поры скворец каждый год просит деревья, чтобы они остановили осень. Ничего у них не получается, только листочки желтеют, краснеют да на землю осыпаются
Воспитатель - О каком времени года и явлении природы рассказывалось в сказке?
Дети – Эта сказка об осени.
Воспитатель – Почему вы думаете, что это время года осень?
Дети – Опадают листья.
Воспитатель – отгадайте загадку.
Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад» (хором дополняют слово листопад)
Воспитатель- -И вот я задумалсь, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? они
-Я предположила что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают
- А вы, ребята, как считаете?
Дети высказывают мнения
Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы?
Ответы детей - Нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории
Воспитатель –Тогда мы отправимся в нашу лабораторию!
Проводится физминутка «Мы листики - осенние» под муз.
Мы листики осенние, сидят, держа листья в руке
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели, встают и машут листьями, как будто летят
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. Садятся
Ветер снова набежал встают и поднимают листочки над головой
И листочки все поднял.
Закружились, полетели кружатся, с поднятыми руками над головой
И на землю тихо сели.
Воспитатель – Ну вот мы с вами в нашей лаборатории «
А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист?
Дети- Интересно!
Воспитатель -- Давайте рассмотрим. А что нам понадобится для наших исследований:
(Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Чтобы получше рассмотреть мы воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
- Опыт № 1: Исследование строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод.
Дети- У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Воспитатель «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт№ 2: «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта ( Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Воспитатель -Давайте теперь возьмем желтый листок, рассмотрите его. Как вы думаете есть ли там это зеленое вещество.
Дети- (рассматривают желтый лист, также трут его кубиком, делают вывод)
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
Воспитатель - Какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
Дети- Оранжевые, красные, коричневые.
Опыт№ 3 : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки.
Воспитатель – Как вы думаете, что будет если подует лёгкий ветерок?
Дети- Листочки оторваться и опадут.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Воспитатель На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Эксперимент «Как листья опадают»
Воспитатель- Ребята возмите листочки, которые мы приготовили и выдете на середину нашего зала. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Воспитатель-Ребята одинаково ли падали ваши листочки?
Дети-(высказывают свои мнения)
Воспитатель Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Дети формулируют вывод- Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Воспитатель-А сейчас ребята я предлогаю записать наши исследования на нашем волшеном экране, с помощью условных обозначений.
-Из каких частей состоит лист?
(Черешок и листовая пластинка)
-Почему листья зелёные?
(зеленый кружочек(«большое солнышко»)
-Почему листья меняют свою окраску и опадают?
(«маленькое солнышко»-уменьшение светового дня. Желтый кружочек)
-Как листья опадают? (листок с перегородкой от веточки)
Воспитатель-Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад».
А сейчас я предлагаю вам с помощью осенних листьев создать осенние узоры. (дети отправляются рисовать с помощью отпечатков осенний листьев.)