Анастасия Пепеляева
Конспект НОД в старшей группе «Зимушка-зима»
Конспект НОД в старшей группе «Зимушка-зима»
Пепеляева А. А.
Цель: создание условий для формирования представлений детей о характерных признаках зимы (много снега, водоемы покрыты льдом, короткие дни и длинные ночи, изменение образа жизни живой природы, познакомить детей с образом русской зимы, побуждать устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе. Вызвать чувство любви к родной природе, воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за объектами живой и неживой природы, чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зима! Крестьянин, торжествуя…», потешек о зиме, прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского.
Оборудование: магнитофон, картины зимы.
Словарная работа: великолепная, величавая, искристый, хрустящий, серебристый.
Ход НОД:
Вводная беседа, отгадывание загадок.
Звучит одна из зимних пьес цикла П. И. Чайковского «Времена года».
Выпал снег и пришла зима. Любит русский народ зимушку-зиму. И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и бабу снежную слепить. А длинными зимними вечерами под завывание метели хорошо послушать сказки, спеть песни, почитать стихи о зиме. Ребята, а какие стихи о зиме вы знаете? Прочтите их.
Много хороших стихов написано русскими поэтами. Не меньше придумано о зиме загадок. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы будите их отгадывать. Согласны?
Как по небу с севера плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая, вниз кидала, сыпала.
На поля, озерушки белый пух, да перышки. (Снеговое облако)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает по воле, да не птица. (Вьюга)
Летит – молчит, лежит – молчит,
А как умрет, так и заревет. (Снег)
Беседа о характерных признаках зимы, происхождении и свойствах снега.
Декабрь год кончает, зиму начинает. Свежевыпавший снег придает всему окружающему миру праздничность: белые дорожки, обсыпанный первым снегом кустарник, припорошенные скамейки. Ребята, представьте как кружатся в воздухе снежинки – одна красивее другой. А вы знаете, как получаются снежинки? Из всех водоемов испаряется вода, поднимается высоко в небо, охлаждается и образуются маленькие, водяные кристаллы, которые соединяясь друг с другом, образуют шестигранные снежинки. Снег выпадает из темных снеговых туч.
Дидактическая игра «Какая снежинка, снег»
Снежинка легкая, ажурная, красивая, шестигранная, воздушная, прозрачная, резная. Снег белый, хрустящий, легкий, пушистый, искристый, мягкий, серебристый, холодный.
Игра «Где снежинки»
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, снежинка, пар, снегопад, капля, лужа, лед.
Идя по кругу, произносим:
Вот и лето наступило, солнце ярче засветило
Стало жарче припекать, где снежинку нам искать?
С последними словами дети останавливаются. Те, перед кем нужные картинки, должны их поднять и обьяснить свой выбор.
Наконец пришла зима, стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять, где снежинку нам искать?
Рассказ воспитателя:
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и если нет сильного мороза, образуются хлопья. Хрустит снег оттого, что под тяжестья вашего веса ломаются звездочки – снежинки. Идет зима, растут сугробы и постепенно снежный покров становится плотным. А тут еще пригревает солнце, не забывает и о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга, принося оттепель. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка – наст. Многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать себе корм. Лоси, олени, козы режут себе ноги об острую корку снега. Зато хорошо зайчику. По насту он мчится, как по паркету.
Итог занятия, рефлексия.
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось, запомнилось? Молодцы. А теперь, давайте мы с вами выйдем на улицу и полюбуемся на зиму, поиграем в снежки.