Любовь Ковалева
Конспект НОД «Животные Севера» в старшей группе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДС «ДЕЛЬФИН» ГОРОД АБАЗА
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ковалева Любовь Михайловна,
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы "Животные Севера"
(первое занятие из цикла «Животные Севера»)
Публикация «Конспект НОД „Животные Севера“ в старшей группе» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: создание социальной ситуации развития для расширения представления детей о животных Крайнего Севера.
Задачи:
Образовательные.
1. Создавать условия для формирования у детей углубленных знаний о животных Севера.
2. Создавать условия для формирования умения систематизировать знания об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему облику.
Развивающие.
1. Стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей и предположений.
2. Тренировать навыки работы в команде, умение договариваться и обсуждать совместную деятельность, вести диалог.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, инициативность, навыки сотрудничества.
2. Воспитывать любознательность, чувство любви и доброты к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие"
Организация детских видов деятельностей:
• совместная работа ребёнка со взрослым;
• совместная деятельность ребёнка со сверстниками;
• самостоятельная деятельность ребёнка;
Предварительная работа педагога:
• создание мультимедийной презентации "Животные Севера"
• изготовление цветика-семицветика.
Оборудование и материалы:
• Мультимедийная установка, компьютер, магнитофон, музыкальный файл «Вьюга».
• Для экспериментальной деятельности: кубики льда, таз с водой, игрушки медведь и тюлени, пенопласт, вазелин, салфетки, кусочек меха.
• "Снежный ком" (для игры)
• Цветик-семицветик.
• Фотографии с зимним пейзажем (3 шт, планшет.
• Коробочка с сюрпризом, угощение на всех детей.
Предполагаемые результаты:
1. 100% заинтересованность детей.
2. Позитивный настрой в решении образовательных ситуаций, свободное общение и умение договариваться, работая в команде.
3. В процессе экспериментирования дети получили более углубленные знания о жизни северных животных и их приспособленности к условиям Крайнего Севера.
4. В самостоятельной деятельности дети свободно могут воспользоваться полученными знаниями.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
1. Введение игрового момента.
Форма организации: дети стоят в кругу.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости, я очень рада вас видеть. (дети здороваются). Меня зовут Любовь Михайловна, а чтобы мне узнать и запомнить ваши имена, предлагаю сыграть в игру "Снежный ком". Будем ком передавать и имена свои называть.
Форма организации: Дети передают «снежный ком», поочередно называя свои имена.
Воспитатель: - Ну, вот, ребята теперь мы и познакомились!
Воспитатель: - Однажды фотограф, гуляя по окрестности нашего города, запечатлел красоту природы. Посмотрите на эти снимки (воспитатель показывает фотографии зимнего пейзажа)
-Что вы видите? (ответы детей -зимний лес, снег, зиму, деревья в снегу, всё покрыто снегом). Это красиво? Вам нравится? …И мне тоже очень нравится! Но, к сожалению, эта белая сказка не вечна.
-Почему? (Потому что после зимы наступит весна, снег растает).
-Ребята, как вы думаете, есть ли на земле такое место, где царствует вечная зима? (Да).
-Знаете такое место? (Северный полюс).
-А, что в нём такого особенного? (там всегда холодно и много снега).
-Всё верно. Северный полюс - это ледяная пустыня, это царство холода, снега и льда, где часто дуют сильные ветры, метут метели, где снег лежит почти круглый год.
- Океан в этом месте покрыт толстым слоем льда, он такой толстый, что достигает высоты трехэтажного дома.
-Хотите попасть туда? (Да, хотим).
Но Северный полюс очень далеко, как мы сможем туда попасть?
Воспитатель: - Ребята, недавно я помогла старушке поднести домой тяжёлые сумки, и она подарила мне волшебный цветик –семицветик. Он- то поможет нам попасть на Северный полюс.
-Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток? (белого). Правильно белого.
-Почему вы так решили? (Потому что белый цвет больше подходит к Северному полюсу)
- Вы напомните мне слова, которые нужно произносить, чтобы желание исполнилось?
-Давайте скорее закроем глазки и произнесем все вместе волшебные слова:
Дети с воспитателем произносят слова:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе. 3-4 мин.
(звучит музыка "завывание вьюги").
2 Северный полюс.
Форма организации: Дети стоят полукругом, потом присаживаются на стулья.
Слайд 1 - картинки Северного полюса.
Воспитатель: - Ребята, вот мы с вами и на месте, кругом все белым-бело, дует холодный ветер, плавают огромные айсберги. Эту часть земли ещё называют – Арктикой.
-Здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Зимой солнце долго не показывается на небе - это длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны, а иногда и северного сияния освещают бескрайние снежные просторы.
Слайд 2- картинка северное сияние
Воспитатель: - Ребята, скажите, а вы смогли бы жить на Северном полюсе? (Нет, потому что там очень холодно).
-А как там холодно, как у нас зимой? (нет, ещё холоднее).
-Хотите узнать как там холодно, какая там температура? (ответы детей).
-Давайте подойдём к столу, и попробуем определить насколько там холодно.
На столе стоит таз с кубиками льда. Дети стоят вокруг стола.
Воспитатель: - Опустите руки в таз со льдом.
-А почему вы так быстро вынули руки? (замерзли, очень холодно).
-Вот такой лютый холод на Севере почти всегда. Вы даже минутки не смогли его вытерпеть, а кому-то постоянно приходится жить в таком холоде.
-Ребята, что-то я начинаю замерзать, а вы? Давайте погреемся (проводится физминутка)
3. Физкультурная минутка "А на Севере мороз"
А на Севере мороз (хлопают себя по плечам и рукам)
Чтобы носик не замерз, (дотрагиваются руками до носа)
Надо ножками потопать (топают ногами)
И ладошками похлопать. (хлопают в ладоши)
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке (кружатся)
Будем их ловить руками (имитируют ловлю снежинок)
И покажем дома маме (протягивают руки вперед ладонями вверх)
- Согрелись? 3-4 мин.
4. Животные Арктики.
Форма организации: Дети стоят возле воспитателя.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами смогли определить как холодно на Севере и какая здесь суровая природа.
-Скажите, можем ли мы встретить здесь бабочку или божью коровку? (нет).
-А почему? (потому что холодно, они замерзнут).
-Неужели Арктика - это такая ледяная пустыня, и здесь нет живых существ? (есть)
-Так кого же мы можем здесь встретить? (белого медведя, тюленя).
-Ребята, давайте присядем на стульчики, посмотрим на экран и попробуем отгадать загадки.
1. Неуклюжий и большой,
Только в море он герой,
С клыками острыми, как нож,
Любитель рыбы - бурый. (слайд 3)
Воспитатель: -Правильно, молодцы!
-Морж - это очень большое животное, которое живет в Арктике.
-Что вы знаете о морже? (дети рассказывают о животном, воспитатель делает дополнения к рассказу).
-На теле моржа почти нет шерсти, его тело покрыто редкими, короткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. На льду он очень неуклюжий, с трудом передвигается, перебирая всеми четырьмя ластами. Но зато в воде он чувствует себя прекрасно, легко скользит по водной глади, несмотря на свои огромные размеры. Верхнюю челюсть украшают два мощных клыка. Чем старше морж – тем длиннее клыки.
-Как вы думаете, для чего им нужны такие огромные клыки? (защищаться, добывать себе пищу). Клыки легко пронзают и разламывают толстый лед, они помогают моржу выбираться из воды на скользкий лёд.
-А вы знаете, чем питаются моржи? (моржи питаются рыбой, червячками, моллюсками и рачками)
Как вы думаете, сколько ему нужно съесть пищи, чтобы быть сытым? (много)
-Почему? (он большой, ему нужно много есть)
-А где спит морж? (на льдине)
Морж может отдыхать и спать не только на суше, но и в воде. 3 мин.
Воспитатель читает вторую загадку.
2. Живет в краю холода, снега и льда,
Ему не страшна ледяная вода,
Не ленится рыбку ловить каждый день,
Зовется животное это… (тюлень) слайд 5
Воспитатель: - Ребята, что вы мне можете рассказать про тюленя? (Дети рассказывают о тюлене, опираясь на информацию на слайде, воспитатель дополняет рассказ уточнениями).
-У тюленя есть голова, туловище, вместо ног ласты, с помощью которых он плавает в воде, тюлень прекрасный пловец, хотя на суше он очень неуклюжий, передвигается, ползая на брюхе. Тело его покрыто коротким, густым мехом. Под кожей тюленя толстый слой жира, который защищает его от холода.
- Вы знаете, чем питается тюлень? (рыбой)
- Они питаются не только рыбой, но и разными рачками и моллюскам, а когда они наедятся, могут часами отдыхать на суше.
-А вы знаете, как называют детеныша тюленя? (Белёк) (слайд 6)
-Почему его так называют? (потому что он белого цвета).
-Для чего ему нужен такой окрас?
-Из-за белого, густого меха его почти не видно на снегу, это спасает его от хищников и браконьеров.
2-3 мин.
Воспитатель: - В Арктике стоят такие лютые морозы, а морж и тюлень плавают и резвятся в ледяной воде.
-Почему же они не замерзают?
-Что их спасает от холода? (толстая шкура и толстый подкожный слой жира).
-Ребята, потрогайте кожу на своей руке.
-Видите, какая она тоненькая, руки сразу замерзают на холоде.
-А теперь потрогайте вот этот кусок шкуры. (Дети подходят к воспитателю и пробуют сжать в руках кусок меха).
- Вот видите, какой он толстый, кожа у северных животных такая же толстая и под кожей толстый слой жира, который защищает их от холода. Вот почему они не замерзают в суровом климате Арктики.
2 мин.
Дети усаживаются обратно, воспитатель читает следующую загадку.
3. Братья, сёстры бурым мишкам,
Но не любят мёд и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? Белые. (слайд 7)
Воспитатель:
-Правильно! Белый медведь -это главный житель северных просторов! Он самый крупный хищный зверь на земле!
-Посмотрите на него внимательно. Расскажите, что вы о нём знаете? (воспитатель дополняет ответы детей)
-Эти могучие звери - отличные пловцы, они могут плыть по воде целый день. В этом им помогают их широкие лапы, которыми они работают как веслами.
- Белый медведь зимой впадает в спячку, как его бурый родственник?
Только медведица прячется в свою ледяную пещеру, когда приходит пора появиться на свет маленькому медвежонку.
-Чем питаются Белые медведи? (рыбой)
- Они питаются не только рыбой, но и тюленями, а иногда и охотятся на моржей. Как вы думаете, как они это делают?
Воспитатель: -Давайте представим как охотится Белый медведь на тюленя. Подходите к столу, попробуем поохотиться как Белые медведи.
На столе стоит таз с водой, в нем лежит кусок пенопласта - это льдина, на льдине лежит игрушка- тюлень.
Воспитатель: - Вот плывет медведь по океану, увидел на льдине отдыхающего тюленя. Подплывает он к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень попал прямо в лапы медведя.
- Попробуйте, ребята, ваши руки -это лапы медведя, наклоните "льдину".
- Что происходит? (тюлень скатывается прямо в лапы медведя)
-Почему это происходит? (льдина скользкая, и медведь тяжелый, он поднимает её вверх)
Но тюлени тоже умные, не так –то просто их поймать. Они если увидят медведя, сразу в воду ныряют.
Воспитатель: Вот вылез медведь из воды, отряхнулся. От него во все стороны брызги полетели
-А почему медведь не покрылся людом в такой сильный мороз?
-Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, прошу пройти к следующему столу.
Дети проходят к следующему столу.
Воспитатель: В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно. (она мокрая)
- если бы сейчас ударил мороз, чтобы с ней произошло? (она бы замерзла)
-Вода на вашей руке превратилась бы в корочку льда.
-Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (дети смазывают руки вазелином)
-Снова опустите их в воду.
-Что вы заметили?
-Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками, если руку встряхнуть, эти капли слетят. Встряхните руками.
(Дети вытирают руки салфетками)
Воды на руках не осталось, и если вдруг ударит мороз, уже нечему будет превращаться в лёд.
Так и шерсть медведя пропитана жиром, поэтому после купания в ледяной воде, она не покрывается ледяной коркой. И когда он отряхивается после купания, вода слетает с его шерсти.
6мин.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. (слайд 8) Что вы можете сказать об этих животных? Что их объединяет?
Дети рассказывают о характерных признаках сходства животных, нам основе увиденного на слайде и на основе полученных представлений, воспитатель обогащает рассказ уточнениями.
-Все они - жители Арктики. Ни кого, из них, мы не встретим в наших краях. Все они умеют хорошо плавать, у каждого для этого есть свои приспособления. У моржей и тюленей ласты и обтекаемая форма тела, у медведя широкие лапы с перепонками. Все они - хищники, питаются рыбой и мелкими животными. Толстая шкура, густой мех и толстый слой подкожного жира защищают их от лютых, арктических морозов.
-Это не единственные животные Арктики. Там их огромное количество: птиц, рыбы, в тундре живут травоядные животные, много хищных животных, но о них мы поговорим в следующий раз.
3 мин.
5. Рефлексия.
Форма организации: дети сидят на стульях, затем подходят к воспитателю.
-Скажите, вам понравилось путешествие?
-О чем вы расскажете своим родителям?
-А чтобы все это рассказать, нужно вернуться домой
-Давайте встанем все в круг, возьмёмся за руки, закроем глазки и все вместе произнесем слова: (в это время на стол ставится коробочка с сюрпризом)
-Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы мы оказались в нашем любимом детском саду.
- Ребята, посмотрите, что это?
Воспитатель читает записку.
"Дорогие ребята, мы очень рады, что вы не побоялись сурового климата нашей родной Арктики и побывали у нас в гостях. Мы надеемся, что вам понравилось ваше путешествие. В знак благодарности примите от нас скромный подарок".
Животные Севера.
2,5 мин.
Около 27 мин.