Наталья Храмцова
Конспект НОД «Традиции и обычаи русского народа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: рассказать детям о том, почему раньше Русь называли деревянной, продолжать знакомить детей с предметами быта русских людей (печь, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, прялка, самовар) ; с русским фольклором : поговорками, загадками. Закрепить умения играть в русские народные игры. Воспитывать у детей живой интерес и уважительное отношение к русской культуре.
Публикация «Конспект НОД „Традиции и обычаи русского народа“ в старшей группе» размещена в разделах
Материал: предметы быта русского народа (чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, прялка, самовар и т. д.) .
Предварительная работа: разучивание стихотворений, песен, загадок. Чтение потешек, сказок. Рассматривание предметов быта русского народа.
Интеграция с другими образовательными областями:
Коммуникация
Музыка
Художественная литература
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
1. Вводная часть.
В избу входят дети с Хозяюшкой, дети садятся.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. Дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, малым детушкам, чтоб хорошим было все: и житье, и бытье и здоровьице. Сегодня по старинной русской традиции мы собрались на посиделки, где сможем отдохнуть, поразвлечься, в игры поиграть, да песни спеть. Милости просим!
2. Основная часть.
1- й ребенок: Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют!
Хозяюшка: Ребята, а вы знаете, почему Русь называют деревянной? (ответы детей) .
Правильно, ребята! Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Такой дом назывался изба. А строили ее так. Было на Руси правило: шё л хозяин к соседу: «Приходите – говорил – люди добрые, помогите избу строить». «Непременно придём» - отвечал сосед. Шёл хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. На утро много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». Рубить избу, означает строить. Строили, или как говорили в старину, рубили с помощью строительных инструментов. А какие это инструменты, отгадайте?
1. Кланяется, кланяется, придет домой, растянется. (топор) .
2. Весь мир кормит, а сама не ест. (пила) .
3. Сам деревянный, а голова железная. (молоток) .
(дети отгадывают загадки) .
Рассматривание деревянных изделий. Что сделано из дерева? (стол, скамейки, колыбелька, прялка, сундучок, ложки)
Хозяюшка: ребята, а почему раньше все предметы быта делали из дерева? (ответы детей). Потому что других материалов не было, а дерево легкое, прочное, хорошо сохраняет тепло, из него можно сделать красивые и нужные вещи.
Объяснение пословиц «Умелые руки не знают скуки», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Мастерство всегда в почете».
Хозяюшка: В старину бывало на Руси - как заканчивали работу люди, собирались они вечерами в избе, садились возле печи, беседовали, сказки сказывали, пели песни, а в горнице было тепло, светло и чисто. Самой главной в избе была печка.
-А для чего она нужна? (ответ детей).
-Ребята, а я знаю пословицы о печи.
Давайте их проговорим:
«Когда в печи жарко – тогда и варко».
«Что есть в печи – все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Хозяюшка: Молодцы.
- О печи в старину говорили так : «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». На печи можно было спать, или лежать греться – место на печи где спали люди называли лопати.
Хозяюшка: ребята, а в каких русских народных сказках встречается печка? (ответы детей)
1-й ребенок: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. В печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги.
Хозяюшка: Дети, а в чем готовили еду? (ответы) Правильно, в чугунке.
2-й ребенок: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи была очень вкусная. (рассматривание чугунка)
Хозяюшка: А с помощью чего доставали чугунок из печи? (с помощью ухвата) .
Рогат, а не бык
Пищу берет, а не сыт.
3-й ребенок: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.
Хозяюшка: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали приготовленную еду.
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется.
(Рассматривание деревянных ложек.)
4-й ребенок: Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.
Хозяюшка: а еще ложки использовали как музыкальные инструменты.
Хозяюшка: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашей избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:
Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.
Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).
-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало.
Хозяюшка: А вот стоит прялка. Как вы думаете для чего она предназначалась?
5-й ребенок: Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки).
Прялку добрый молодец дарил невесте в подарок. Это был дорогой подарок её хранили всю жизнь.
Давайте с вами поиграем в хороводную игру с лентой
Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют) Стал подружку выбирать Стал подружку выбирать Кому ленточку отдать (Дети останавливаются) Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает) Да за ленточку держись.
Хозяюшка: Ой и наигрались мы с вами, а нашему Ванечке спать пора, давайте его положим. А куда мы его положим? В колыбельку, по другому можно сказать в люльку. А подвешивали люльку младенца к потолку. Сядет мамочка рядышком и поё т своем сыночку песенку колыбельную:
Баю-баю, баю-баю,
Спи мой сладкий засыпай,
Гуленьки-гуленьки,
Сели к сыну в люленьку,
Стали люленьку качать,
Стали сына величать: Ванечкой.
А давайте вместе споём, только тихонечко, не громко, вот и уснуло наше дитя.
Итог :
- Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего детского сада «Русская изба».
- Вам понравилось? (Ответ детей).
- Что нового вы узнали? (Ответ детей).