юлия глушкова
Конспект НОД в старшей группе «Хлеб на Руси»
▼ Скачать
Тема «Хлеб на Руси»
НАПРАВЛЕНИЕ: познавательно-речевое развитие
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
ЦЕЛЬ: Формирование представлений детей о выращивании хлеба
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Хлеб на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
• Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле;
• Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;
• Обогащать знания детей о полевых растениях пшенице и ржи;
• Закрепить знания хлебобулочных изделий.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
• Совершенствовать умение действовать в коллективе и сообща, договариваться друг с другом
• Развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление, память и воображение
• активизация словаря по теме «Хлеб»
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Воспитывать целеустремлённость, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками
• Воспитывать любознательность, интерес к народным традициям.
• Воспитывать желание делать добрые поступки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
• Чтение стихотворения Е. Стюарт «Пекари»,
• просмотр и беседа мультфильмов «Колосок», «Три котёнка (как беречь хлеб)»
• Беседа о хлебе, как выращивают хлеб
• Сюжетно-ролевая игра «Бакаллея»
• Рассматривание сюжетной картины «Золотая рожь» В. М. Каратая,
• рассматривание иллюстраций: хлебозавода, хлебомагазина, как выращивают хлеб.
• Разучивание пословиц, поговорок о хлебе
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: плуг, лукошко, сев, серп, сноп, цеп, вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
• Экран,проэктор,ноутбук.
• Письмо
• Бейджики, разные по форме и цвету (по числу детей)
• Сундук
• Замки
• Картинки изображающие как раньше растили хлеб на 2 группы
• Зерно пшеницы, ржи, кукурузы, гречихи, гороха.
• Мука ржаная и пшеничная
• Каравай
ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
• Презентация «Как на Руси хлеб растили».
• Зерна ржи, пшеницы, гороха, кукурузы,гречки.
СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Дети находятся в группе в свободной деятельности, воспитатель привлекает их внимание: «Ребята, к нам сегодня пришли гости, хотите им подарим свои улыбки, поприветствуем их.
«Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне тут подружиться? Я, Юлия Александровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя зовут ласково
- Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. Какой необычный большой конверт, интересно от кого оно. (читает адрес на конверте)
КОМУ: Ивановская обл. г. Шуя ул. Вихрево детский сад №28, подготовительная группа
ОТ КОГО: Тридевятое государство, ул. Волшебства, терем Василисы Премудрой
Читает письмо
Письмо Здравствуйте, мои друзья
Сундук сюрпризов шлю в подарок вам я
Но сундук к Кощею попал
И Кощей его заколдовал
Я узнала, что Кощей
5 – замков - да без ключей-
Наложил на мой сундук.
Но даже знанья все мои
Бесполезны тут, увы!
Ваша помощь здесь нужна.
Вы поможете друзья?
Отсылаю вам подсказки
Если выполните все заданья.
То разрушите его заклинанья.
Знаний, сил не пожалейте,
И сундук открыть сумейте!
Первое задание отгадайте загадку
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
Слайд1после ответов детей
Верно, это хлеб. Этот продукт есть на столе у нас всегда, и его мы очень все любим. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел?»
Откуда хлеб пришел? – Из магазина.
А в магазин как попал? – Из пекарни.
Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.
Из чего? – Из муки.
Из чего мука? – Из зерна.
Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – Выросла в поле.
Кто ее посеял? – Колхозники.
Ребята, а вам известно, как люди выращивают рожь и пшеницу. Много машин - помощников у них:комбайны, сеялки, трактора.
«Расставь правильно»
Чтоб второй замок открыть вам надо картинки по порядку разложить.
Дети делятся на 2 команды. Раскладывают картинки по порядку, а затем команды меняются местами и проверяют правильность выполненного задания
Что изображено на этих картинках? (Как на Руси раньше хлеб люди выращивали.)
Слайд2
1 картинка- Землю пахали плугом. Подготовка земли под посев работа тяжелая. Чтобы земля «ожила» надо было ее вспахать и не раз: сначала осенью, а потом весной. После того как поле вспахали его надо было боронить после чего земля становилась рыхлой готовой к посеву.
Слайд 3
2 картинка-Сев.
Готовились к севу заранее. Сначала в бане мылись, чистую рубаху надевали и выходили в поле на груди с лукошком. Лежали в лукошке семена ржи и пшеницы. Сеятель идет по полю и разбрасывает через каждые два шага пригоршню зерна слева направо. А теперь представьте, что вы сеятели. Дети показывают, как зерно разбрасывать.
Слайд 4
Как вы считаете, погода какая должна быть в этот день?
(Погода должна быть безветренной).
Ребята, а что для жизни и для роста растений необходимо (Дождь и солнце в меру.)
Совершенно верно. Послушайте, как люди кликали дождик:
Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Слайд5
3 картинка-Уборка урожая
Молодцы, ребята! Вот выросли рожь и пшеница, настало время урожай убирать. А убирали в старину урожай так. Мужчины брали в руки косы, женщины серпы и в поле шли. Колосья серпом срезали и их в снопы собирали.
Слайд 7
4 картинка- Сушка. Колосья сушили, а затем молотили зерно с помощью цепа. Но колосья необходимо было обмолотить, то есть вынуть зерна из колосьев. Для этого брали люди цеп - ручное орудие, чтобы молотить - и им били по колоскам.
Слайд8
5 картинка- Зерно, которое выбили цепом, просеивали и на мельницу везли, где зерно мололи, получалась мука.
Слайд9
6 картинка - Из муки много вкусного готовили, но главное - хлеб.
Физкультминутка "Колос растет".
Воспитатель: Представьте, ребятки, что вы маленькие зернышки и зернышки посадили в землю
(дети приседают на корточки)
Солнце землю согревало, дождик землю поливал. Росли, росли зернышки и превратились в колоски.
Дети медленно встают, поднимая руки вверх
Колоски к солнцу тянутся,
Дети напрягают руки
Солнце сильно припекло, и наши колоски завяли,
Дети расслабляются, опускают руки, голову
Но вдруг дождик полил, ожили колоски и снова к солнышку тянутся,
В поле выросли чудесные колоски!
Дети улыбаются друг другу
Слайд 10
3 задание
Игра «Третий лишний»
Дети делятся на три пары
1 кукуруза, пшеница,рожь
2 гречка, пшеница,рожь
3 горох, пшеница, рожь.
Как вы думаете какое зерно здесь лишнее?
Посмотрите внимательно на зерна пшеницы, чем они отличаются друг от друга?
Ребята, почему один хлеб белый, а другой черный? ( Ответ: белый хлеб сделан из пшеничной муки, а черный хлеб – из ржаной муки).
Педагог предлагает подойти к столам, где стоят миски с мукой пшеничной и ржаной. Предлагает рассмотреть два вида муки, сравнить их по цвету, попробовать какая мука по свойству рассыпчатая или твёрдая, имеет запах или нет.
4 задание
Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки - стойте тихо. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
Слайд 11
5 задание
Подумайте и назовите много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).
Открывается последний замок
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Слайд 12 и музыка
- Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый.
В нем — здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями, а какие задания вам больше всего понравились? Какое задание вам показалось самым трудным?Что нового вы сегодня узнали, интересного?