Марина Виноградова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Как хлеб попал на стол»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
на тему: «Как хлеб попал на стол»
Цель: обогатить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле;
Задачи:
Образовательные :- познакомить детей со всеми этапами выращивания хлеба;
- закрепить знания профессий людей, производящих хлеб.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Как хлеб попал на стол“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Развивающие:- словообразование : хлеб – хлебороб, трактор – тракторист, комбайн – комбайнёр, пшеница – пшеничный;
- упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- активизировать и обогащать словарь словами: землевладелец, механизатор, комбайнёр, хлебороб, агроном, мукомол, мельник, селекционер, урожай.
Воспитательные:- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и изготавливают хлеб.
Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
- разучивание стихов и пословиц о хлебе;
- беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий;
- чтение художественной литературы;
- загадки;
- дидактические игры.
Материалы для занятия: репродукция картины И. Машкова «Снедь московская. Хлебы», разрезные картинки с и изображением хлебобулочных изделий, интерактивное оборудование, презентация «Как хлеб попал на стол».
- рисунки, фотографии с изображением различных хлебобулочных, кондитерских изделий (выпечка);
- разрезные картинки;
Ход занятия
Вводная часть.
Беседа по картине Ильи Машкова «Снедь московская. Хлебы»
Воспитатель: дорогие ребята, сегодня хочу показать вам очень интересную картину. Нарисовал её художник И. Машков и называется она «Снедь московская. Хлебы». Посмотрите на неё внимательно. Представите, что мы оказались внутри картины. Чего здесь только нет! И хлеб, и булки, и булочки, и пирожные, и много другого. Всё свежее, мягкое. Вот это каравай, похоже, недавно вынули из печи – он ещё горячий. А вы представляете, какой в булочной стоит аромат!
Вот он хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – тёплый, золотистый!
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал- пришёл.
В нём - здоровье наше, сила,
В нём - чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом- тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нём - земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки –
Вырастай богатырём!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава, тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас
В добрый день, счастливый час!
С. Погореловский
Основная часть
Как хлеб на стол попал
Воспитатель: интересные, красивые стихи, правда? Я их прочла, потому что хочу сегодня поговорить о том, как хлеб, который мы едим, попадает к нам на стол. Вы мне поможете?
Вспашка земли.
При рассказывании воспитатель помогает детям. Например, он начинает предложение, а дети заканчивают. Или воспитатель задаёт вопросы, а дети заканчивают.
Воспитатель: какое время изображено на картинке? Итак, весной выехали в поле…. дети (трактора). Ими управляют …. дети (трактористы). А чтобы трактор исправно работал, за ним следят, ремонтирует его механизатор. Трактора пашут землю. Как? К трактору прицепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Можно бросать зёрна в такую землю?
Нет, нужно сначала её разрыхлить, или ёщё говорят взбороновать. «Бороновать» - это старинное слово, сохранившееся в нашей речи. Оно происходит от слова «борона». Борона – это сельскохозяйственное орудие, похожее на грабли, у неё острые стальные зубья. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит пашню.
Теперь земля готова к посеву, можно бросать в неё семена. Как это делается? Раньше это делали вручную: по полю шёл человек, брал зерно из мешочка и рассыпал его. Сейчас зерно сеют машины. И называются они - … сеялки.
Как растут посевы. (Рассказ воспитателя.)
За ростом проклюнувшихся из земли росточков, наблюдает агроном. Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут им помешать. Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит, что напали на хлебное поле жуки – вредители – нужно их уничтожить иначе погибнет весь урожай. Тогда вызывает на помощь специальные машины или даже самолёт. Они на колоски специальное лекарство разбрызгивают, и уничтожают всех вредителей. А иногда машины не могут помочь, и тогда люди сами выходят на поле, например, пропалывать посевы.
Уборка урожая. (Совместное рассказывание детей и воспитателя.)
Всё лето тянулись колоски к солнцу, наливаясь зерном. Послушайте загадку:
Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стрелы позолочены.
Ходит дом ходуном на стебле золотом. (Колос.)
Вот хлеб созрел, колоски пожелтели. Пора их косить. Раньше это делали вручную косой. Выходили косцы в поле и косили с утра и до ночи хлебные колосья. А женщины вязали снопы, складывали их в высокие скирды. А сейчас урожай убирают специальные машины. Какие это машины? Правильно, комбайны. Управляют ими … комбайнёры. Внутри комбайна есть специальная молотилка, она освобождает зёрна от колосьев. После зерно сыплется в кузов грузовой машины. А солома упаковывается в специальные брикеты и остаётся в поле. Потом её уберут на корм и подстилки животным.
А кто из вас знает, куда зерно отвозит шофёр? В большие зернохранилища, они называются элеваторами. А с элеватора зерно повезут на мельницу. Там из зерна сделают муку. Кто работает на мельнице? Мельник или мукомол. А мука отправится на хлебозавод или в пекарню.
Физкультминутка «Мельница»
Воспитатель:
- А сейчас, ребята, ми с вами сами превратимся в ветряную мельницу. Приготовитесь выполнять движения.
Наклоняемся вперёд,
Руки в сторону.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре —
Завертелась, закружилась. (Наклон вперёд, руки в стороны, стойка ноги врозь, 1—правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону; 2 — смена положения рук.)
На хлебозаводе.
Воспитатель:
- На заводе из муки делают тесто и пекут из него булки плетёнки, караваи, буханки. А вы знаете, почему хлеб бывает разный – чёрный и белый? Правильно, потому что делают его из разной муки. Чёрный хлеб пекут из муки, которая получается из ржи. Вы знаете, как называется эта мука? Правильно, ржаная, поэтому и хлеб называется ржаной. А как называется хлеб из пшеничной муки? Правильно, пшеничный. Дети, а кто скажет, как хлеб попадает в магазин? Правильно, его отвозят специальные машины.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Воспитатель:
- А сейчас, ребята, я проверю, какие вы внимательные. Перед вами лежат маленькие кусочки одной большой картины. Вам надо будет собрать все части и назвать, что там изображено. Работать вы будете в группах. Поэтому надо быть дружными. Кто первым соберёт, тот поднимает руки вверх.
В магазине.
Воспитатель:
- И вот, наконец, хлеб попадает на полки в магазины. Мы его покупаем и с удовольствием кушаем. Посмотрите как много всего в булочной. Назовите, что вы видите.
Хотите поиграть в интересную игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду вам читать стихотворение. Если вы услышите название продукта сделанного из муки, хлопайте в ладоши, если же он не из муки стойте тихо. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
пирожки, батоны, плюшки,
И плетёнки, и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
И. Лопухина
А вы знаете, ребята, что путь хлеба на этом не заканчивается. Не все зёрно с элеваторов попадает на мельницу. Лучшие зёрна, самые крупные, самые спелые отбирают селекционеры. Эти люди выводят новые сорта зерновых культур, которые дают больше хлеба, устойчивы к заморозкам.
Заключительная часть
Воспитатель:
- Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её.
Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).
Воспитатель: Послушайте, ребята, какие еще есть пословицы о хлебе :
“Без хлеба – нет обеда”
“Хлеб – батюшка, вода – матушка”
“Будет хлеб – будет и песня”
“Много свету – много хлеба”
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста:
Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Ответы детей: (пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут).
Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам?
Ответ детей (трактора, комбайны, грузовые машины)
Воспитатель: Как нужно относиться к хлебу?
Ответы детей
Воспитатель:.
- Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем попасть на наш стол. Как много людей трудится, чтобы, мы каждый день ели свежий хлеб. Хлеб – настоящее богатство нашей страны. Хлеб всегда был главным блюдом на столе : в старину без него не садились за стол. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.