Рябинина Ольга
Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Роспись чайника гжелью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по художественному развитию.
Тема: «Роспись чайника гжелью»
Цель: Ознакомление детей с гжельской росписью.
Задачи:
- познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме и основными элементами росписи;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по рисованию „Роспись чайника гжелью“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чашки
- Чайная посуда, чашки. Рисование
- Темочки
- учить детей рисовать чайник, выделяя в его основе простые геометрические фигуры;
- учить красиво располагать узор на предлагаемой форме;
- закреплять умение рисовать гуашью, учить рисовать концом кисти, передавая изящество и тонкость выполненных узоров;
- вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на прекрасное;
Предварительная работа:
- Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.
- Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание.
- Знакомство с декоративными приемами рисования.
- Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.
- рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.
Организационный этап.
Сегодня, ребята, мы познакомимся со старинным народным промыслом – гжелью. Существует мнение, что слово «гжель» является искаженным словом «жгель». Керамическую посуду обжигали, жгли в печах. То, что получалось, называли «жгель» или «гжель». Местность, в которой производили керамику, тоже называли Гжелью. Недалеко от Москвы на берегу реки Гжелки находится это знаменитое своими мастерами село Гжель. Для росписи своей посуды мастера использовали только один цвет и его оттенки. «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси изделия из керамики: посуду, сувениры, игрушки. Только золотые обводки могли дополнять роспись. В основе Гжельской росписи также, как и в Хохломской, лежат растительные элементы: цветы, ягоды, травинки, листочки.
Воспитатель: Как вы думаете, почему именно эти элементы используются в народной росписи? Ответы детей.
Как произошло слово «гжель»? Какие цвета используются для создания гжели?
Дети (ответы детей)
Воспитатель читает стихи:
- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
- Сегодня мы с вами тоже будем рисовать посуду и украшать ее гжельской росписью, а вот какую посуду мы будем рисовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Дети: чайник
Воспитатель: Молодцы, правильно, чайник.
Основной этап.
- Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.
- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой)
- Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую)
- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.
- Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.
- Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.
Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.
Садитесь поудобнее, начинаем работу. (Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка (по усмотрению воспитателя, возможно с музыкальным сопровождением)
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
Заключительный этап.
Давайте посмотрим на наши чудесные чайники.
- Как можно назвать наши чайники? (Ответы: Гжельские, сине-голубые, нарядная посуда и т. д. (обсуждение детских работ)
- Сейчас мы объединим наши работы в одну (вывешиваем работы на доску). Полюбуемся, какие вы мастера-художники. Посмотрите, мы все рисовали в технике одной росписи, а все чайники получились разные.
Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самый красивый чайник и ответить на вопросы:
- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается от других эта работа?
- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
- Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры