Наталья Емельяненкова
Конспект НОД в старшей группе «Насекомые-малышки — наши меньшие братишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Способствовать систематизации и обобщению представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего вида, места обитания, способы передвижения, питание, размножение) с использованием моделей; обобщить представления о сезонных изменениях в поведении насекомых.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать зрительную и слуховую память.
Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
Развивать связную речь.
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Насекомые-малышки — наши меньшие братишки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете, бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: запись звуков насекомых, модель «Насекомые», картинки «Польза насекомых», «Кто где живет?», «Кто куда спрятался?», «Чем питаются насекомые?», природоохранные знаки «Чего нельзя делать».
ХОД:
Детям предлагается послушать звуки насекомых.
- Кого вы услышали? (Кузнечика, пчелу, стрекозу, муху и т. д.)
Далее педагог читает стихотворение:
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
- О ком говорится в стихотворении? Как, одним словом, можно назвать всех этих существ? Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трёх частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.
– Где обитают насекомые? (на земле, воде, в воздухе.) Куда бы вы ни пошли — в сад, на луг, в лес - всюду вас будут окружать насекомые : в траве ползёт жучок. Над цветами вьются пчёлы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы. Подойдёшь к речке — и там насекомые : носятся стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая лапками как вёслами, охотятся жуки-плавунцы.
Попробуйте отгадать мои загадки и определить, где встречаются эти насекомые.
В лугах без устали летает,
Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет,
И приготовит вкусный мед. (Пчела)
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка).
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка. (Кузнечик)
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский (жук)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может. (муравей)
Яркий мини вертолет
Отправляется в полёт.
Но зачем ему глаза?
Да он просто (стрекоза)
Как красивую картину
Сплел большую паутину
Ни комарик, ни жучек,
А умелый (паучок)
Как жужжу я жарким днем,
Слышало любое ухо.
Я влетаю в каждый дом,
Знают все меня! Я - (муха)
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (Гусеница)
Это кто, раздвинув рожки
Проползает по дорожке?
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет. (Улитка)
-Вы послушали загадки и теперь можете сказать, как насекомые передвигаются? (ползают, ходят, летают, плавают, прыгают, бегают).
Мы сейчас с вами немного поиграем в игру «Перевоплощения». По моей команде вы должны будете перевоплотиться в насекомых.
Это сказка превращений
Или ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ
Выбирай себе любое,
Примеряй леса и море.
Быть попробуй колоском,
Зайцем, листиком, песком.
Заходи в любой предмет:
Мыло, лампочку, конверт.
Ну, смелее, раз, два, три.
Прыг. И ты уже внутри.
- А теперь давайте выясним, чем питаются насекомые? (Зелеными листьями, стеблями и молодыми побегами растений, некоторые – созревшими плодами, опавшими листьями; жуки-точильщики – древесиной и корой; насекомые-хищники охотятся на других насекомых; пчелы, шмели, бабочки, мухи – нектаром цветов.)
- Как насекомые спасаются от врагов? (Защитной окраской – гусеницы, кузнечики; отпугивающей окраской – бабочки; острым жалом – осы, пчелы, шмели; божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость.)
Давайте поиграем в игру «Куда спрятались насекомые?» (На доске помещена картина с изображением поляны. Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их: гусеница под яблоком, бабочка укрылась под ромашкой, усатый жук заполз под куст и т. д.)
- Какую пользу приносят насекомые? (Воспитатель демонстрирует картинки.)
Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы. Жуки приносят много пользы, уничтожая вредителей на полях и огородах.
- А какой вред от некоторых насекомых?
Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар кусается.
-Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых?
Никто не будет опылять растения. А если этого не делать, то не будет и самих растений, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. В природе все взаимосвязано.
Не обижайте насекомых, не трогайте их, не разоряйте муравейники, не ловите жуков и бабочек (показ природоохранных знаков).
Насекомые - часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Как мы с вами можем охранять природу? Находясь на природе – любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.
В лесу летают мотыльки
Ползут козявки и жуки.
Природа мать им жизнь дала
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а обойди!
Без насекомых лес, друг мой
И одинокий и пустой.