Ольга Владимировна Лабузова
Конспект НОД в старшей группе на тему «Знакомство с болотом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление с болотом.
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей представление о болотах как части природы;
расширять представление дошкольников о разнообразии животных и растений болота;
закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях;
Развивающие:
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать способность следовать устным инструкциям.
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброе отношение к природе.
Воспитывать чувство коллективизма, интерес к познавательной деятельности;
Темочки:
Воспитывать любознательность, интерес к занятиям;
Словарная работа: болото, торф.
Индивидуальная работа: активизировать застенчивых детей: София К., Миша П. Предварительная работа: проблемно-поисковая беседа «Кто где живет?»; знакомство с поселком Чердаклы и его расположением на карте; просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме; отгадывание загадок, чтение литературных произведений; составление описательных рассказов о животных; дидактические игры, направленные на совершенствование слухового и зрительного внимания Методы и приемы:
Наглядный метод: макет болота, лягушка из бумаги (оригами, шапочка лягушки.
Игровой метод: подвижная игра «Лягушки и цапля», физминутка «Лягушки»
Практический метод: конструирование из бумаги «Лягушка».
Словесный метод: пояснения, указания, вопросы к детям, объяснение алгоритма выполнения работы.
Предполагаемый результат: введение в активное употребление слов торф, болото; активизация познавательного процесса дошкольников к жизни болота, обогащение представлений о растительном и животном мире.
Материал.
Демонстрационный: макет болота, видеопрезентация на тему «Кто живет в Болоте?», аудиозапись со звуками болота, символы болота, торф на тарелочках.
Раздаточный: шапочка лягушек и цапли, квадраты из бумаги зеленого цвета 10*10 см.
Структура НОД:
1. Вводная часть (региональный компонент).
2. Основная часть.
-Беседа о значении болот,
- знакомство с торфом,
- просмотр презентации «Кто живет на болоте?»,
- подвижная игра «Лягушки и цапля»,
- беседа о правилах поведения на болоте,
- физминутка,
- изготовление лягушек в технике «оригами».
3. Заключительная часть (подведение итогов, обобщение воспитателя).
Ход НОД:
Воспитатель. У каждого из нас есть на земле место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнышко. Это место называется малой Родиной. Для многих из нас – это наш посёлок. Ребята, кто знает, как называется поселок, в котором мы живем?
Дети: Чердаклы.
Воспитатель. Наш поселок большой, со всех сторон его окружают поля, болота. Самое известное болото в Чердаклах – это болото Кочкарь. Оно так называется, потому что там много кочек.
А вы знаете, что такое болото? (ответы детей)
Болото это (выставляются символы) :
1) водный запас Земли, это начало рек и озёр;
2) среда обитания многих растений и животных;
3) кладовая ягод и лекарственных растений;
4) богатые запасы торфа;
5) ещё это очень опасное место.
Здесь нужно быть очень осторожным. Не вода и не суша – на лодке не проплывёшь и ногами не пройдёшь.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужны ли болота?
Дети: Да. Осенью и весной (когда тает снег или идут дожди, они накапливают в себе воду и в сухое время отдают ее рекам, чтобы те не засохли. А еще это дом для многих животных.
Воспитатель: Проходите, да загляните в волшебные тарелочки. Это торф с болота. Потрогайте, какой он? (черного цвета, маслянистый на ощупь, в нём попадаются веточки, мох.). Остатки умерших трав, стебельков разных растений ложатся друг на друга. Так образуется торф. Это отличное удобрение для комнатных растений. Если положите торф в горшочек и польете, то ваши растения будут зелеными и пышными. Удобрение – это как витамины для вас, чтобы лучше расти. Сухой торф хорошо горит. На некоторых электростанциях, сжигая торф, вырабатывают электричество. Торф используют в медицине. Торф можно найти только на болоте.
Воспитатель: В сентябре на болотах созревают темно-красные крупные ягоды клюквы. После созревания клюква не осыпается, а остается на кустиках на всю зиму. Чем полезна клюква?
Дети: Клюква необычайно богата ценными для человека веществами: в ней есть фруктовый сахар и витамины. Из клюквы готовят витаминные напитки — морс, кисель, компот, варят варенье.
Воспитатель: На мшистых болотных кочках растет еще одна ягода — брусника. По вкусу она напоминает клюкву, но отличается от нее своеобразным, горьковато-кислым, терпким и чуть вяжущим привкусом.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли жизнь на болоте? Кто живет на болоте?
Дети: На болоте живут лягушки, насекомые и т. д.
Воспитатель: В далекие времена люди боялись болот. Все звуки, которые слышались на болоте - кваканье лягушки, жужжание комаров, хлопанье крыльев птиц - люди приписывали разным чудищам – хозяевам болот. Включение аудиозапись «Звуки на болоте». Какие эмоции у вас возникают?
Дети: Страшно.
Воспитатель: В болотах много насекомых : комары, мошки, стрекозы, жуки-плавунцы. Насекомыми питаются ужи, лягушки так как для них в болотах много пищи. Птицы болот : аист, журавли, цапля, кулик, чибис. Что общего во внешнем виде птиц?
Дети: У всех длинные ноги, чтобы удобнее ходить по болоту, хорошие длинные клювы – для того чтобы доставать пищу из воды, все они хорошо летают.
Подвижная игра «Лягушки и цапля».
Это болото. В нем живут лягушки и цапли. Цапля стоит на краю болота на одной ноге. Лягушки прыгают от начала болота до конца болота. По сигналу "Цапля" лягушки выпрыгивают из болота. Цапля ходит распугивает лягушек.
Воспитатель: Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, а за ними и волки. На болотных островах могут жить лоси. Лоси любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.
Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями. Деревья на болотах чахлые, низкорослые, мало видов: ольха, береза, сосна. Вы заметите, что тут растут болотные травы — осока, камыши, вокруг болота разрослись ивы.
Из земноводных вы лучше всего знакомы с лягушками. Какая польза от лягушек?
Дети: Они поедают насекомых, спасая растения от вредителей. На зиму лягушки прячутся в ямках, закапываясь в ил. Весной же громкий «лягушачий концерт» возвещает, что вновь вернулось тепло.
Воспитатель: А как вы думаете, болото опасное место?
Дети: Да, ведь там трясина.
Воспитатель: Именно из-за опасности и коварности болотной трясины люди стараются обходить болото, если оно встречается на пути. А те смельчаки, которые идут напрямик, перепрыгивают с кочки на кочку, не наступая на ровные, затянутые травой участки болота. Ведь они — самые опасные! Еще люди пользуются длинной палкой, которую втыкают в вязкую жижу перед собой, прощупывая таким образом дорогу. Если палка опускается неглубоко — можно ступать, если же проваливается далеко в глубь вязкой почвы — на пути опасная трясина!
Физкультминутка:
А теперь мы все лягушки, все зелёные квакушки – пальцы растопырены
Рано утром умывались, полотенцем растирались, -имитация умывания
Ножками топали, ручками хлопали – топают и хлопают
Вправо – влево наклонились и в болото возвратились – наклоны и присели.
Воспитатель: А сейчас давайте смастерим лягушат и заселим их в наше болотце. Пришло время потрудиться, за столы прошу садиться. Показ образца: вот таких друзей – лягушат смастерим. Рассматривание образца (есть голова, туловище, ножки, умеет прыгать).
Согните квадрат по диагонали.
Загните острые углы полученного треугольника навстречу друг другу, чтобы их концы перекрестились.
Эти же острые углы отогните, но уже в противоположные стороны.
Сейчас возьмем маркер и нарисуем нашей лягушке глаза, рот.
Воспитатель: Сейчас мы поселим наших лягушек вот в этом болоте. Посмотрите, какое красивое у нас получилось болото с лягушками.
Давайте с вами подведем итог нашего занятия. Что вы нового сегодня узнали? Чему научились.
Спасибо вам, что внимательно меня слушали и выполняли мои задания