Ольга Субботина
Ознакомление детей с культурой и традициями малой Родины
▼ Скачать + Заказать документы
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
javascript :addImage('message') К. Паустовский
Актуальность:
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.
Публикация «Ознакомление детей с культурой и традициями малой Родины» размещена в разделах
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой родине, дать понять, что это их земля и страна – дать понять, что именно они преемники традиций родного края. Культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.
Цель проекта:
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста; обогащение их познавательного, эмоционального опыта через приобщение детей к истории, традициям культуре родного города. Показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою «малую родину». Приобщать к истокам региональной культуры. Воспитывать чувство уважения к своей малой родине, ее природе, обычаям, традициям.
Задачи:
1. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
2. Формировать бережное отношение к культурным ценностям района, осознание их неповторимости и индивидуальности. Расширить знания детей о флоре и фауне Краснодарского края.
3. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
4. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
5. Научить гордиться тем, что сделано руками их родителей, старшим поколением.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: личностно-ориентированный
Участники проекта:
• Воспитанники детского сада
• Педагоги группы
• Узкие специалисты ДОУ
• Родители.
Срок реализации: долгосрочный - 2 года
Этапы реализации: Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой. Практический – реализация проекта. Итоговый – подведение результатов
Условия для реализации проекта:
• Интерес детей и родителей
• Методические разработки
• Педагогический опыт
• Предметно – развивающая среда
• Инновации
• Интеграция со специалистами детского сада
Методы (формы и приёмы работы) проекта:
1. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
2. Совместные игры и творческие проекты;
3. Познавательно – игровые занятия;
4. Беседы, интервью, составление творческих рассказов, выставки рисунков;
5. Развлечения, досуги, театрализованные праздники;
Ожидаемые результаты:
1. Дети будут знать свое имя, фамилию, свой адрес, название города, края, страны.
2. Знать историю края и города, символику города, достопримечательности, промышленные объекты.
3. Называть и узнавать (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города Туапсе, 4- 5 улиц, площади.
4. Называть народные праздники, предметы быта края, декоративно-прикладное искусство края.
5. Знать и называть растения и животных края.
6. Выражать отношение к окружающей среде, участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды в городе.
7. Иметь представление о членах семьи и ближайших родственниках, традициях своей семьи, детского сада.
8. Уметь заботиться о близких людях, оказывать помощь, проявлять дружелюбие, уметь договориться со сверстниками.
Предполагаемый продукт:
1. Презентации в формате Microsoft Power Point проекта: «Родина моя - Туапсе», «Достопримечательности Туапсе», «Туапсе-город воинской славы».
2. Знание стихов о родном Туапсе.
3. Посещение краеведческого музея.
4. Библиотечка произведений туапсинских писателей, поэтов, доступных для восприятия детей конкретной возрастной группы;
5. Методические материалы и дидактические пособия по краеведению: «Мы - из города Туапсе», «Я шагаю по Туапсе», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Сказки черного моря», «Спортивный Туапсе».
6. Выставка «Любимый город» (совместно с родителями).
7. Альбомы: «Достопримечательности моего города», «Природа родного края», «Прошлое и настоящее моего города», «Профессии наших родителей».
8. Словотворчество с родителями «Мое стихотворение о родном городе».
9. Лепка, рисование по темам: «Животные, птицы и растения нашего края».
10. Экскурсии и фото экскурсии по городу.
Литература
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий. М. : ТЦ «Сфера», 1999.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Спб. : Детство Пресс, 2002.
3. Даринский А. В. Региональный компонент содержания образования Педагогика. 1999.
4. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.
5. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников, Мозаика - Синтез, 2012
6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, Сфера, 2009
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России, Скрипторий, 2008
8. Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране, Просвещение, 2009
9. Мосалова Л. Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, 2009