Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей группе «Хохломская роспись» по сказке «Федорино горе»

Виктория Кудрявцева
Конспект НОД в старшей группе «Хохломская роспись» по сказке «Федорино горе»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД

в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему «Хохломская роспись» по сказке «Федорино горе» с использованием нетрадиционных способов рисования.

Программное содержание:

1. Формировать умение узнавать и правильно называть вид народно - декоративного узора.

Темочки:

2. Учить выделять элементы растительного орнамента хохломы (листок, ягодка, травка, завиток, капельки и т. д.) и видеть красоту элементов.

3. Совершенствовать приемы рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи, а также использовать в своих работах элементы и способы нетрадиционного рисования (пальчиком, ватными палочками).

4. Развивать умение пользоваться традиционным и нетрадиционным материалом для рисования, ритмично наносить рисунок.

5. Развивать умение отгадывать загадки, задумывать содержание своей работы, развивать цветовое и творческое восприятие, эстетический вкус, интерес к художественной литературе.

6. Продолжать формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

7. Учить создавать свой образ, свое изделие, используя декоративные элементы.

8. Обобщать и закреплять знания детей по теме «Посуда»; расширять и активизировать словарный запас детей, познавательные интересы (внимание, память, мышление).

9. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров - умельцев, к народному творчеству; совершенствовать самостоятельность и аккуратность в работе.

Литература:

Т. Г. Казакова, Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей.

К. И. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка».

И. А. Лыкова, Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.

И. А. Лыкова, Программа художественного воспитания, обучение и развитие детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

Использование педагогических и здоровьесберегающих технологий:

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Развивающая педагогика оздоровления В. Т. Кудрявцевой.

Интеграция образовательных областей:

• Познание

• Коммуникация

• Чтение художественной литературы

• Художественное творчество

• Социализация

Методические приемы:

Наглядные:

рассматривание альбома «Хохломская роспись», рассматривание хохломской посуды, показ воспитателя, обыгрывание ситуаций с посудой, игра «Из какой посуды кушать приятнее?»

Словесные и практические:

проблемные вопросы, художественное слово, загадки, чтение художественной литературы, беседа - диалог, рассуждение, физкультурная минутка «Посуда», пальчиковая гимнастика «Помощница». Игра - беседа «Деревянная, стеклянная, металлическая» (какая легче, лучше, обобщение по общему свойству).

Использование

различных видов художественно - творческой деятельности (игровая, речевая, изобразительная, музыкальная).

Метод мотивирования:

одобрение, похвала, создание ситуаций успеха.

Метод активизации и приемы включения детей в деятельность.

Игровой прием: сюрпризный момент со сказочным героем.

Подведение итогов.

Предварительная работа.

Рассматривание чайной, столовой, кухонной посуды. Беседа о посуде. Загадывание загадок о посуде. Рассматривание хохломской посуды. Презентация «История посуды».

Чтение произведения И. И. Чуковского «Федорино горе». Познавательно - исследовательская деятельность: экспериментирование по определению свойств посуды из разного материала.

Знакомство с историей возникновения хохломского промысла.

Материал:

силуэты посуды, гуашь, ватные палочки, салфетки, губки, непроливайки, виды хохломской посуды, изображение элементов хохломской росписи (ресничек, травинок, усиков, завитков, капелек); выставка хохломских изделий; мультимедийное оборудование, ауди и видео запись русской народной мелодии и сказки.

Ход ЗАНЯТИЯ

Перед детьми стоит сундучок.

В. «Что за чудо сундучок

И висит на нем замок.

Я замочек отомкну

В сундучок я загляну.

В сундучке - то чудеса

Ах, какая красота».

Ребенок достает хохломскую посуду.

В: В сундучке необыкновенные изделия, они не простые, а золотые. Назовите их.

Д: Миски, ложки, ковши, чашки, вазы, плошки и т. д.

В: Как можно одним словом назвать эти предметы?

Д: Посуда.

В: Из какого материала сделана эта посуда?

Д: Из дерева, эта посуда деревянная.

В: Вся посуда разрисована растительным орнаментом. Каким?

Д: Декоративные цветы, травка, листья, веточки, ягоды, сказочные жар - птицы, чудесные рыбы.

В: Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как называется роспись, которой украшена эта посуда? (хохломская). Сделать настоящую хохломскую посуду не просто. Ребята, мы с вами видели иллюстрации, картины, фильмы о том, как изготовляют такую хохломскую посуду. Давайте вместе вспомним (привлекаю к беседе детей). Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - чашу. Потом он сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Теперь эта чаша похожа на глиняную. После этого пропитывают льняным маслом, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком вместо дорогого золота. Чаша блестит и золота не требуется. После этого художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент, покрывает лаком и ставит в печь для подсушки и для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Художник использует всего краски четырех цветов: черную, красную, зеленую и желтую. Кисточку тоже делает сам из хвостика белки. Давайте еще раз посмотрим на эти изделия. Столько тепла они излучают, радуют глаз! А как вкусно кушать из такой сказочной посуды! Не боится хохлома ни влаги, ни стужи, краски ее не стираются, не смываются, потому что это чудо сделали золотые руки мастеров.

Р: «Резные ложки и ковши,

Ты разгляди - ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты!

Блестят они, как золотые

Как будто солнцем налитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой».

Раздается скрип волшебного сундучка.

В: сундучок, сундучок,

Разукрашенный бочок.

Открывайся, не скрипи

Покажи нам, что внутри.

В сундучке посуда - странная, немытая, разбитая (достают ее. Звучит фонограмма, раздается голос посуды) :

«Ой, мы бедные, бедные сиротки

Жили мы у неряхи - Федорки.

Было нам у бабы худо -

Била, била нас она,

Не любила, и не мыла нас она

Запылила, закоптила нас она!»

Р: «Жила - была у бабы посуда

Чайник, чашка и блюдо.

Ножи, вилка и ложка,

Кастрюля и поварёшка.

Р: Посуда дружила с едой,

Посуда дружила с водой,

И с Федорой посуда дружила

Она ее вкусно кормила».

В: Но Федора обижала посуду обычную.

- Посмотрите, какая грязная, разбитая, грустная посуда пришла к нам. Просит найти ей новую хозяйку.

- Оставайся посуда у нас жить. Дети у нас добрые, заботливые, будут ухаживать и за тобой. Вот это наша посуда - чистая, красивая. Хотите и вы такой стать?

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

«Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу,

Кошке - в чашку,

Жучке - в плошку,

А коту - в большую ложку.

В миску - курицам, цыплятам

И в корытце - поросятам.

Всю посуду заняла, все до крошки раздала».

Посуда:

«Хотим сказать вам по секрету,

У Федоры есть посуда красивая, золотая, расписная

Хохлома, она называлась,

Часто к праздникам на показ она выставлялась.

Уж и холила и лелеяла она хохлому,

Целыми днями смотрела она на ее красоту!»

В: Ребята, как вы думаете, из какого произведения пришла к нам посуда?

- Кто написал это произведение? (И. И. Чуковский).

- Как вы думаете, почему это произведение называется «Федорино горе

- Какие предметы пришли к нам в гости? (кружки, блюдца, чайная ложка).

- Как можно назвать одним словом, то, что видите? (посуда).

- Какая это посуда? (чайная).

- Почему она так называется?

- Для чего нужна эта посуда?

В: Не переживай, посуда, мы сейчас украсим тебя и станешь ты такой же красивой и золотой. Ребята, сейчас вы станете мастерами - художниками и украсите свои изделия узорами хохломы. Скажите, из каких растительных орнаментов состоит хохломской узор? (перечисляют). Посмотрите, в узоре есть гроздья рябины, завитки из трав и листьев, красная земляника и черная смородина. Такими узорами мы украсим посуду Федоры. Подумайте, какие цвета нам понадобятся для составления орнамента (черный, красный, зеленый. Дети вместе с воспитателем разбирают способы рисования орнаментов).

- Какое главное правило при составлении узора? (элементы должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя равномерно элементы узора. Воспитатель показывает, как правильно изобразить растительность).

- Сегодня мы будем не просто мастерами, а мастерами - волшебниками, так как в своей работе мы будем кроме кисти использовать и другие материалы. Представьте, у вас исчезли кисточки. Чем вы сможете рисовать?

Д: С помощью пальцев, ватных палочек, трафаретов, кистей ладони, нитью, бумагой, путем выдувания краски.

В: Сегодня мы будем дополнять растительный орнамент путем рисования пальчиками и ватными палочками. ( Воспитатель показывает способы изображения декоративного узора с помощью нетрадиционных техник: пальчиками - ягоды, листья - фалангами пальцев, середина у ягод - ватными палочками и т. д.). Сейчас мы отдохнем и работать все пойдем.

Физминутка «Посуда»

1.«Вот большой стеклянный чайник - ребенок

надувает живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик чайника.

2. Очень важный, как начальник -

изобразить важного начальника, делая кругообразные движения от груди.

3. Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки -

присесть, одна рука на поясе.

4. Вот фарфоровые блюдца, только стукни - разобьются

кружатся, рисуя руками круг.

5. Вот серебряные ложки, словно дружные матрешки -

потянуться, руки вверх, сомкнуть над головой.

6. Вот пластмассовый поднос, он посуда нам принес -

встать прямо, сделать руками круг.

- У каждого есть посуда. Предлагаю расписать ее узорами, которые больше всего вам понравились. Закройте глаза и представьте тот узор, который вы хотите нарисовать. Приготовьте руки для работы и скажите все вместе волшебные слова: «Кисти, палочки и пальцы, помогите, хохлому рисовать начните» (звучит мелодия, дети работают. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, помогает, поощряет).

- У вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы. Молодцы! Предлагаю устроить выставку ваших работ (дети их рассматривают, выделяют наиболее удачные). Вот какая веселая, яркая, разноцветная, волшебная посуда у нас получилась.

Р: Как волшебница жар - птица

Не выходит из ума.

Чародейка - мастерица

Золотая хохлома!

Д: Ой, вы гости дорогие

У нас подарки расписные.

Расписывали их, старались,

Подарить вам мы собрались!

- Заходит бабушка Федора и поет :

«Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите - ка, немытые домой,

Я водою вас умою ключевой.

Уж не буду я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать.

(Удивленно видит чистую красивую посуду детей и)

Говорит:

Дети, вы меня простите, я всегда буду мыть и ухаживать за посудой. Можно я вашу красивую, чистую, замечательную, расписную посуду возьму с собой? Мне было очень плохо и одиноко без моей посуды. Я поняла, что без нее никак не обойтись. Дома я навела порядок, тараканов я повывела, пауков я всех повымела. Стало чисто и красиво. И стала я тоже другой - доброй, милой, приветливой, причесанной, веселой и хорошей хозяюшкой. А вам я напекла пирогов. Давайте пить чай и жить дружно!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Музыкальный спектакль «Федорино горе»Фотоотчет «Музыкальный спектакль «Федорино горе» Цель праздника: Создание положительного, эмоционального настроя в преддверии праздника. Задача праздника: Прививать чувство уверенности.

Фотоотчет о театральной постановке сказки «Федорино горе» детьми старшей группыФотоотчет о театральной постановке сказки «Федорино горе» детьми старшей группы В нашем детском саду на днях прошел творческий фестиваль "В гостях у сказки!", посвященный творчеству великого детского поэта Корнея Ивановича.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Федорино горе» Цель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10. Задачи: - закреплять знания о различных видах посуды, её назначении; - развивать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Алёнушка-1» Г. Ершова Саратовской области Название : Конспект НОД по развитию речи в средней.

Конспект ОД по рисованию элементов хохломской росписи «Хохломская роспись, алых ягод россыпь» в подготовительной группеКонспект ОД по рисованию элементов хохломской росписи «Хохломская роспись, алых ягод россыпь» в подготовительной группе Цель: углубление знаний детей о народном промысле – хохломе. Задачи: - приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, красоте,.

Драматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе» для детей старшего дошкольного возрастаДраматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Учить эмоционально, воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми.

Конспект занятия по рисованию «Хохломская роспись вазы» для детей старшей группыКонспект занятия по рисованию «Хохломская роспись вазы» для детей старшей группы Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Задачи: расширять и углублять знания детей о народном промысле.

Конспект занятия по сказке «Федорино горе»Конспект занятия по сказке «Федорино горе» Открытое занятие по сказке «Федорино горе» Цель: создать условия для развития инициативности и познавательной, творческой деятельности детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Хохломская роспись» по сказке «Федорино горе»
Опубликовано: 19 июня 2024 в 15:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Хохломская роспись» по сказке «Федорино горе»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Кудрявцева (УИ 1977478) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД