Наталья Михайлова
Конспект НОД в старшей группе «Как зимуют насекомые. Моделирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое мероприятие
с детьми старшей группы детского сада
Тема : «Как зимуют насекомые»
Цель: Расширить представления детей о формах и условиях зимовки насекомых на основе моделирования.
Задачи:
«Познавательное развитие»
1. Расширение и уточнение представлений детей о природе;
2. Знакомство детей с понятиями объемная и графическая модель;
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
3. Освоение действий, использование и построение графических моделей, отражающих формы и условия зимовки насекомых;
4. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-животные-птицы-насекомые)
«Речевое развитие»
1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
2. Формировать умение четко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения
«Безопасность»
1. Формирование основ экологической культуры и безопасного поведения в природе.
2. Формирование понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
«Социализация»
1. Побуждать детей к гуманному практическому использованию экологических знаний и навыков в целях сохранения природы;
2. Развитие стремления выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Методы обучения:
Наглядный, словесный, практический, игровой.
На экране летний лес (поют птицы, шелестит листва).
Дети входят в зал и встают лицом к экрану.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как здесь красиво.
Тропинки лесные
Пахучие травы
Поют соловьи над бегущим ручьем.
А давайте, послушаем звуки летнего леса.
Что услышал Роман? Данис? Лера?
Дети: Пение птиц, шелест листьев.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как необычно…
за окном зима, а перед нами летний лес шумит листвой, и поют птицы.
Раз уж мы с вами оказались в летнем лесу, то давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу, чтобы не навредить ему и его обитателям.
Предлагаю поиграть в игру «Посмотри и назови».
(Показываю знаки, дети отвечают. Знаки помещаю на баннер с изображением летнего леса).
Воспитатель: Вы, верно, назвали все правила из этой игры.
(На летнем баннере расположены насекомые : бабочка, кузнец, пчела и т. д.)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, а каких обитателей леса вы здесь видите?
Дети: Бабочку, пчелу, комара, жука, кузнечика…
Воспитатель: Верно. А как их называют, одним словом?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Правильно. Самые маленькие обитатели леса.
Воспитатель: Ребята, а сейчас закройте глаза и внимательно послушайте.
(Звучит звук вьюги и метели и на экране появляется картинка зимнего леса).
Воспитатель: Что вы слышите?
Дети: Вой ветра.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось, все вокруг переменилось.
В зимнем лесу мы видим насекомых?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему мы их не видим?
Дети: Спрятались (варианты ответов).
Воспитатель: Ребята, зимний лес хранит много тайн. И сегодня мы узнаем одну из них.
Как зимуют насекомые?
(Воспитатель обращает внимание детей на холмик под снегом и предлагает пройти к нему).
Воспитатель: Ребята, видите, под снегом холмик стоит?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте к нему подойдем.
Воспитатель: На полянке возле елок
Дом построен из иголок
Под снежком не виден он
А жильцов в нем миллион.
Воспитатель: Что это?
Дети: Муравейник.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Близко не подходим, видите знак?
Дети: Да. Не наступать на муравейник.
Воспитатель: Ребята, назовите жителей муравейника.
Дети: Муравьи.
Воспитатель: Совершенно верно.
Воспитатель: А муравьи это кто?
Дети: Насекомое.
Воспитатель: Правильно. А какую тайну зимнего леса мы хотим узнать?
Дети: Как зимуют насекомые?
Воспитатель: Чтобы узнать, как зимуют муравьи, давайте заглянем внутрь муравейника.
(Воспитатель поворачивает модель муравейника другой стороной)
Воспитатель: В этом доме много комнат. Но только в одной из них зимуют муравьи. Вот эта комната, она называется зимовье. Здесь муравьи спят всю зиму, в состоянии насекомого- муравья.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, это настоящий муравейник?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Он похож на настоящий муравейник, но это модель муравейника. Используя эту модель, мы узнали, как зимует муравей, а настоящий муравейник в лесу мы не потревожили. Мы сберегли его. Модели помогают нам узнать тайны леса, не разрушая природу.
Воспитатель: Ребята, расскажите, как зимует муравей?
Дети: В муравейнике.
Воспитатель: А в каком состоянии он зимует?
Дети: В состоянии насекомого.
Воспитатель: Верно.
(Далее воспитатель показывает графическую модель муравейника).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, а это что такое?
Дети: Картинка, рисунок.
Воспитатель: Это графическая модель муравейника.
(Воспитатель показывает графическую модель насекомого).
Воспитатель: А как вы думаете, а это что?
Дети: муравей…
Воспитатель: А муравей это насекомое.
Воспитатель: Это графическая модель насекомого. Всех насекомых мы будет обозначать вот такой моделью.
Воспитатель: Ребята, а чем отличается эта модель муравейника от этой.
Дети: Это большая, а эта маленькая.
Воспитатель: Это объемные модели, а это графические модели.
Графическими моделями удобно работать на столе и на мольберте.
Воспитатель: Ребята, проходите за столы.
(Дети проходят за столы).
Воспитатель: Перед вами лежат карточки- таблицы и графические модели.
Сейчас при помощи графических моделей, я покажу вам, как зимует муравей. А вы вместе со мной будете выполнять это задание. Я буду показывать на мольберте в зимнем лесу, а вы у себя в карточках.
Воспитатель: Для этого, найдите у себя изображение муравья, как у меня.
Расположите муравья в первом ряду в первом квадрате.
(Воспитатель располагает муравья на мольберте).
Воспитатель: Где зимует муравей?
Дети: В муравейнике.
Воспитатель: Верно. Найдите у себя модель муравейника. Расположите ее рядом с муравьем.
(Воспитатель показывает на мольберте).
Воспитатель: А в каком состоянии зимует муравей?
Дети: В состоянии насекомого.
Воспитатель: Покажите модель насекомого. Расположите ее рядом с муравейником.
Воспитатель: Проверьте, у вас также как у меня?
Дети: Да.
Воспитатель: А сейчас, глядя на модели, я расскажу, как зимует муравей.
Воспитатель: Муравей зимует в муравейнике, в состоянии насекомого.
Воспитатель: Данис, расскажи, как зимует муравей, используя модели.
Воспитатель: При помощи чего, вы показали, как зимует муравей?
Дети: При помощи моделей.
Воспитатель: Верно.
На экране появляется изображение стрекозы.
Воспитатель: Голубой аэропланчик, сел на белый одуванчик.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Стрекоза.
Идет видеоролик. Стрекоза рассказывает, как она зимует :
Ребята, я стрекоза.
Вы хотите узнать, как я зимую.
Слушайте, внимательно:
Чтобы не замерзнуть холодной зимой, я сажусь на воду и вывожу маленьких личинок. .
Я зимую в водоеме, в состоянии личинки.
Мои личинки находятся подо льдом всю зиму.
А когда приходит весна лед на водоеме тает и мои личинки превращаются в стрекоз.
Воспитатель: Ребята, вы узнали, как зимует стрекоза?
Дети: Да.
Воспитатель: Аня, расскажи, где зимует стрекоза?
Дети: В воде.
Воспитатель: А кого она выводит в воду?
Дети: Личинки.
Воспитатель: Верно.
Воспитатель: Роман, расскажи нам, как зимует стрекоза?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Вы очень внимательные и наблюдательные.
Воспитатель: А сейчас, используя модели, мы покажем, как зимует стрекоза.
Воспитатель: Для этого, найдите модель водоема.
(Дети показывают модель водоема).
Воспитатель: Верно.
Воспитатель: Ребята, а теперь найдите модель личинки.
(Если дети затрудняются, то воспитатель показывает).
Воспитатель: Совершенно верно.
Воспитатель: На своих карточках, при помощи моделей, вы показали, как зимует муравей.
А теперь, при помощи моделей, покажите, как зимует стрекоза.
(Ребенок, который первый справится с заданием, выходит к мольберту и показывает, как зимует стрекоза).
Воспитатель: Ребята, Яна, при помощи моделей правильно показала, как зимует стрекоза.
Проверьте, у вас также. Если нет, то исправьте.
(Если ребенок не правильно справился с заданием, то спрашиваем его, как зимует стрекоза, после общей проверки).
Воспитатель: Ребята, а при помощи чего вы показали, как зимует стрекоза?
Дети: При помощи моделей.
Воспитатель: Правильно.
На экране появляется изображение кузнечика. Идет ролик с музыкой. Без слов.
Дети самостоятельно просматривают видеоролик.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим и узнаем, как готовится к зиме кузнечик.
Воспитатель: Ребята, как же готовился кузнечик зиме?
Дети: Варианты ответов.
(Если нет правильного ответа, то воспитатель проговаривает сама, что кузнечик откладывает яйца глубоко в почву, чтобы зимой они не замерзли и не погибли).
Воспитатель: Ребята, покажите модель почвы.
Дети: Показывают.
Воспитатель: Покажите модель яиц.
Дети: Показывают.
(Кто затрудняется, тем воспитатель помогает).
Воспитатель: Используя эти модели, что мы можем показать.
Дети: Как зимует кузнечик.
(Если затрудняются, то проговариваем вместе с детьми : Кузнечик в почву откладывает яйца).
Воспитатель: Самостоятельно в своих карточках при помощи моделей покажите, как зимует кузнечик.
(Кто из детей быстро и верно выполнит задание, того вызываем для проверки части детей: проверь, пожалуйста, как выполнили задание Рома, Олег, Аня, Лера). Если у детей будут ошибки, то проверяющий ребенок может объяснить, как выполнить правильно. Часть детей проверяет воспитатель.
Воспитатель: Вы все старались, и у вас все получилось.
Воспитатель: При помощи чего вы показали, как зимует кузнечик?
Дети: При помощи моделей.
Воспитатель: Совершенно верно.
Воспитатель: Я приглашаю вас немного поиграть и отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА «ГУСЕНИЦА».
Этот странный дом без окон
У людей зовется кокон.
Свив на ветке этот дом
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпа всю зиму
Март, апрель, капель, весна.
Просыпайся, Соня – Сонюшка,
Под весенним теплым солнышком.
Воспитатель: Отдохнули?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, какую тайну зимнего леса мы узнали?
Что мы узнали про насекомых?
Дети: Как зимуют насекомые.
Воспитатель: Верно.
Воспитатель: А при помощи чего вы на карточках показывали, как зимуют насекомые?
Дети: При помощи моделей.
Воспитатель: Правильно.
На экране появляется изображение модели насекомого.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Сейчас мы поиграем в игру «Посмотри и назови».
Появляется изображение, в каком состоянии зимуют насекомые.
Воспитатель: В каком состоянии зимуют насекомые?
Дети смотрят на экран и говорят.
Воспитатель: А где зимуют насекомые?
Дети: В воде, в почве, в муравейнике.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зимний лес надо охранять?
Дети: Да.
Воспитатель: А насекомых зимой можно беспокоить?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему? Что случится, если все насекомые зимой погибнут?
Дети: Весной не будет цветов, погибнут птицы.
Воспитатель: А только летом и зимой надо охранять природу?
Дети: Нет. Надо всегда охранять.
Воспитатель: Вы все правильно сказали.
Воспитатель: И у меня для каждого из вас есть подарок. Это книга «Тайны леса». Она будет напоминать вам о нашей встречи.
Воспитатель раздает книги, и дети проходят в группу.