Евсина Елена Николаевна
Конспект ОД ФКЦМ по ознакомлению детей с миром природы в старшей группе «Как звери зимуют в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой.
Задачи:
• Обучающие задачи: уточнить и расширить представления детей о
жизни диких животных в зимнее время,
• познакомить детей со следами диких животных,
• закрепит) знания детей о характерных особенностях времени года - зима.
Развивающие задачи:
• развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям,
• формировать связную речь, умение обобщать, делать выводы,
• развивать умение слушать друг друга.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект ОД ФКЦМ по ознакомлению детей с миром природы в старшей группе „Как звери зимуют в лесу“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
• воспитывать доброжелательность.
Предварительная работа: чтение литературы о лесе, жизни диких
животных и птиц.
Материал и оборудование: посылка от Деда Мороза, письмо, ИКТ – телевизор, слайды с изображением белки, волка, лисы; магнитофон с записью музыки на зимнюю тему.
Дидактические игры:
«Найди на картинках только диких животных наших лесов»
«Четвертый лишний»
«Времена года»
«Чьи следы?»
Ход:
В группе играет музыка. Дети сидят на ковре. Воспитателю приносят посылку.
В-ль: Дети, смотрите, к нам пришла посылка. От кого интересно? Что мне с ней делать?
Дети: Открыть.
(Открывают посылку)
В-ль: Ой, здесь письмо (показывает детям, читает) Что с ним делать? Может через конверт прочитать?
Дети: Открыть. (Письмо от Деда Мороза)
«Здравствуйте, мои дорогие ребятки. Обращаюсь к вам за помощью. Перед Новым годом у меня очень много дел, не успеваю заглянуть в лес, да проверить, все ли там в порядке: как звери к зиме подготовились, как лес зимний выглядит. Сходите вместо меня, да пришлите ответ, не нужна ли там моя помощь. Ваш дедушка Мороз»
В-ль: Ребята, поможем дедушке?
Дети: Да.
В-ль: Молодцы. Отправляемся на прогулку в зимний лес, как раз мы подходяще одеты: платья, футболки, сандалии….
Дети: Ответы детей. (Нет, в лесу холодно, нужно одеться потеплее.)
В-ль: Скорее одеваемся под веселое стихотворение:
Речь с движением «Оденемся на прогулку»
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
В-ль: Чтобы попасть в зимний лес, нам нужно поиграть в одну игру. Она называется: «Найди на картинках только диких животных наших лесов».
Дидактическая игра «Найди на картинках только диких животных наших лесов»
В-ль: Молодцы, вы справились! Почему домашние животные называются домашними, а дикие – дикими?
Ответы детей (Домашние животные живут в специальных помещениях или дома и о них заботится человек. Дикие животные живут в природе и заботятся о себе сами.)
В-ль : Идемте со мной.
Речь с движением «Мы шагали по сугробам»
Мы шагали по сугробам
По сугробам, крутогорам.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Дети останавливаются на безопасном расстоянии от экрана телевизора, на экране слайд №1 «Зимний лес»
В-ль: Посмотрите, сколько картин про лес. Помогите мне найти картину про зимний лес, как она выглядит?
Дети: Вот эта картина. На ней изображены деревья в снегу, сугробы.
В-ль: Индивидуальные вопросы детям:
- Денис, а какое время года на этой картине?
(Осень. Листья стали разноцветными и опадают.)
- Ваня, а почему эта картина не подходит к времени года – зима? (На этой картине время года – весна, тает снег и бегут ручьи.)
- Маша, какое время года на этой картине? (На этой картине изображено лето, потому что много цветов, зеленой травы и насекомых.)
Молодцы!
Отгадайте-ка загадку:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом? (белка)
Дети: Это белка.
На экране телевизора слайд №2 – белка
В-ль: Как вы думаете, зачем белке менять цвет шубки с рыжей на серую?
Выслушиваются рассуждения детей.
В-ль: Дело в том, ребята, что белке нужно спасаться от врагов: ястреба, куницы.
Яркой осенней листвы давно нет, на фоне темно-серых стволов деревьев яркую рыжую шубку было бы очень видно, поэтому белочка к зиме становится серой.
-Есть ли еще в лесу животное, которое изменяет цвет шубки к зиме?
Дети: Заяц.
В-ль: Верно. Надо бы к нему заглянуть, посмотреть, все ли с ним в порядке. Как же нам отыскать его в лесу, только снег повсюду….
Воспитатель поводит детей к тому, что на снегу хорошо видны следы зверей и птиц.
Дети: Надо идти по следам.
В-ль : Молодцы, верно сообразили. Помните, заяц очень осторожный, всего боится, идем на носочках.
Дети идут на носочках по следам зайца, находят картинку на ковре под искусственной елочкой. Садятся на ковер. В-ль читает стихотворение.
В-ль: У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
Днем заяц обычно спит, а ночью выходит обгладывать кору упавших деревьев.
Ребята, предлагаю поиграть. Я вам буду называть четыре слова, а вы должны догадаться, какое среди них лишнее.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
1. ЗАЯЦ, ЛОСЬ, БЕЛКА, КОШКА (ЛИШНЕЕ – КОШКА-ЭТО ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ)
2. МЕДВЕДЬ, ВОЛК, ЛИСА, РЫСЬ (ЛИШНЕЕ – МЕДВЕДЬ - ОН ВПАДАЕТ ЗИМОЙ В СПЯЧКУ)
В-ЛЬ : Как, ребята, медведь спит зимой? А я все думала - может с ним что-то случилось и надо звать на помощь деда Мороза? Оказывается, все в лесу в порядке.
Воспитатель:
Медведь-это крупный лесной зверь. У него теплая,бурая шерсть. К зиме он запасает под шкурой много жира. Медведь спит всю зиму. Ничего не ест. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги.
-Как вы думаете, а если медведя разбудить, что будет?
Ответы детей.
-Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют - ШАТУН.
-А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук, еж.
(Воспитатель показывает картинки с изображением норок спящих животных).
В-ль: В лесу немного холодно, надо погреться.
Физминутка.
-Раз, два (присядка, руки на пояс)
Это заячья зарядка, ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться. (потягиваемся)
Обязательно зевнуть, (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата - спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.
- Пора нам снова отправляться в дорогу. Не всех зверей мы навестили.
-Метель занесла дорожку, осталась только узенькая тропинка, идите по ней, а то окажитесь в сугробе и промокните.
Дети идут по белым листам – тропинке, останавливаются на безопасном расстоянии от экрана телевизора.
В-ль: Отгадайте-ка загадку:
Рыжая плутовка
С пушистом хвостом
Живет под кустом? (Лиса)
Дети: Лиса!
На доске иллюстрации с изображением лисы зимой.
В-ль: Посмотрите внимательно на лису, к зиме на ее лапках отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу.
-Интересно, чем же она питается зимой?
-Как вы думаете?
Рассуждения детей (зайцами)
В-ль: Зимой лисица в основном охотится на мышей, в народе говорят «мышкует».
Не меняет цвет шубки и еще один лесной житель…
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На всех в лесу готов напасть!
Дети: Волк.
В-ль : Ребята, а как звери обходятся без одежды, на улице ведь холодно?
Дети: ответы детей.
В-ль: Да, одежда животным не нужна, их греет шерсть. Волк утепляет свою шубу. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Днем волки спят прямо на снегу, а ночью охотятся.
Пора нам возвращаться домой, прогулка по зимнему лесу окончена. Идем.
Итог.
Дети присаживаются на ковер.
В-ль: Ребята, понравилась вам зимняя прогулка?
- Кого мы встретили в лесу (белку, зайца, волка, лису)
- Кто проводит зиму в спячке? (медведь, еж, барсук)
-Как вы считаете, все в лесу в порядке, все подготовились к зиме? (да)
Дедушка Мороз просил прислать ответ, как же нам рассказать о нашей прогулке?
Рассуждения детей
Мы не можем рассказать, но можем нарисовать тех животных, которых мы увидели. Согласны? Чуть позднее мы попробуем вместе нарисовать ответ для Дедушки Мороза