Наталья Захаркина
Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие в город красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытая НОД для родителей по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР
Тема: «Путешествие в город красивой речи»
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №13 «Солнышко»»
учитель-логопед
Захаркина Наталья Аркадьевна
апрель, 2021 г.
Цель: продолжить работу над закреплением и обобщением знаний, полученных на логопедических занятиях.
Задачи:
1. Формировать умения обобщать, классифицировать.
2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР „Путешествие в город красивой речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Упражнять в подборе антонимов и синонимов, закреплять гласные буквы, умение выполнять синтез прямых слогов (МА, МО,МУ,МЫ,МЭ)
4. Развивать внимание, восприятие, память, эмоциональную сферу детей, мышление, связную речь, артикуляционную и мелкую моторики.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Словарная работа: солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Материалы и оборудование: солнце с лучиками; запись мелодии «волшебной музыки», «шум реки»; воздушные шарики, фломастеры, картинки для игры «Скажи одним словом»», проектор, доска; презентация к занятию; индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, массажные мячики Су-Джок, мягкие буквы-пазлы.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
- Ребята, мы сегодня будем закреплять, чему мы научились на занятиях.
РЕБ. Позади учебный год,
Жизнь стремительно идет.
Показать мы вам хотим
Как красиво говорим.
РЕБ. Нас учили не спешить,
Звуки все произносить,
Думать, правильно дышать,
Песни петь, не унывать!
РЕБ. Мы пока не всё ещё умеем,
И порой смешим вас, может быть.
Подрастём и скоро повзрослеем,
Будем мы красиво говорить!
Логопед:
Ребята, вы хотите научиться правильно и красиво говорить?
- Тогда сегодня мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Попадая в этот сказочный город, люди немного меняются. Хотите узнать, как?
Но прежде, чем отправить в путь, нужно как следует подготовиться, выполнить гимнастику. Я вам расскажу сказку про наш язычок. Для этого берите свои зеркала, садитесь на стульчики, внимательно слушайте и выполняйте. (Дети берут зеркала)
2. Артикуляционная гимнастика – сказка
Логопед: Жила – была божья коровка. Вышла она однажды из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидало божью коровку, и они улыбнулись друг другу (улыбка). Пошла божья коровка по дорожке и увидела лопаточку (лопаточка). Хотела поиграть, но на небо набежала тучка, и пошел дождик. Божья коровка взяла большую чашку (чашечка) и набрала водички для чая. Накрыла стол под грибком (грибок) и позвала гостей: жука (как он жужжит, змейку (как она шипит, комарика (как он звенит) и лошадку (как скачет лошадка). На соседнем дереве дятел играл на барабане (барабан). Все гости пили чай с вареньем и аккуратно облизывали верхнюю губу (вкусное варенье с верхней губы). А потом лошадка показывала фокусы: подняв язычок наверх дула на свою челку (фокус).
Полетим в Город Красивой речи на воздушных шарах!
- Но сначала надо накачать воздушные шары.
3. Упражнение «Насос» - «Мяч» парами.
(вносятся воздушные шары каждому ребенку)
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, вам нужно на шариках написать гласные буквы.
- Назовите гласные, с которыми мы познакомились на занятиях (А, О, У,И,Ы,Э). Дети по команде пишут фломастером на шариках буквы.
Молодцы.
Логопед: «Шар воздушный полетит
Дальше все от дома.
Он ребяток всех помчит
В город незнакомый».
-Итак, отправляемся в город Красивой речи. (Включается сказочная музыка)
Закройте, пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха.
2. Основная часть.
-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
- Замок, мы открыли, молодцы! Сядем на стульчики.
Звонок в телефон.
-Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город :
Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки, и солнышко.
Помогите нам расколдовать наш город!
-Ребята, нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.
- Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
Вот оно солнце. (Креплю на доску)
-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Для того, чтобы вернуть лучики, нам нужно пройти по станциям и выполнить задания. Вы готовы, ребята? Да.
Тогда в путь. Давайте подойдем к первой станции. Подходим, на листочке написано название станции. Эта станция называется «Назови ласково»
1 задание. «Назовите ласково»
На компьютере появляются картинки, дети называют ласково. Слайды.
Слова: река-речка, рыба-рыбка, камень-камушек, дельфин-дельфинчик, лодка-лодочка, солнце-солнышко.
Выполнив первое задание, один из детей крепит лучик к солнышку.
Молодцы, ребята, один лучик мы вернули. Давайте подойдем к следующей станции, которая называется «Назови одним словом».
На столе лежат картины.
2 задание «Назовите одним словом»
- яблоко, банан, ананас, апельсин, лимон (фрукты)
- мак, ромашка, колокольчик, одуванчик, василек (цветы)
- помидор, огурец, морковь, свекла, капуста (овощи)
-клубника, малина, ежевика, крыжовник, смородина (ягоды)
- свинья, лошадь, кошка, коза, корова (домашние животные)
И с этим заданием мы справились. Вернем солнышку еще один лучик.
А мы с вами переходим на следующую станцию, которая называется «Что лишнее?»
3 задание. «Что лишнее?» На компьютере презентация.
- щука, сом, окунь, заяц
-морковь, капуста, киви, свекла.
Заяц, белка, медведь, коза
ракета, автобус, троллейбус, поезд
туфли, босоножки, сапоги, пальто
И с этим заданием справились, еще один лучик вернем солнцу.
- А теперь немного отдохнем, выполним массаж наших ладошек.
4. Физминутка (массаж ладоней с помощью Су-Джок «Рыбка»)
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка озорница
Я хочу тебя поймать
Рыбка ротик открывала
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком махнула
Быстро в речке уплыла
5 задание «Назовите признаки»
Идем к следующей станции. На компьютере картинки: лодка из дерева, корабль из железа, лодка из резины, иллюминаторы у корабля из стекла, канат из веревки.
Ребята, как называется лодка из дерева-деревянная лодка…
Еще один лучик возвращаем.
Двигаемся к следующей станции с названием «Река»
6 задание «Река»
Ребята, послушайте. (Звучит аудиозапись «Звуки реки») Что мы слышим? Правильно шум воды. Скажите, а что делает река?
Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т. д.
-Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали.
7 задание «Составьте вместе»
А теперь пройдем по мостику. (Выложить из мягких букв-пазлов)
Посмотрите, мостик состоит из гласных букв. Пройти по нему можно, если соединить согласный звук «М» с гласными и произнести, какие слоги получатся. (МА, МО, МУ,МЫ,МЭ)
Молодцы, следующий лучик возвращаем.
8 задание «Скажите наоборот» (с мячом)
Вот перед нами Площадь противоположностей. Здесь мы поиграем в игру
«Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот»
- Я буду говорить вам слова и бросать мяч, а вы, возвращая мяч, называете другое, с противоположным значением.
День – ночь
Высокий – низкий
Чистый – грязный
Потолок – пол
узкая – широкая (река)
длинное – короткое /платье/
веселая – грустная /девочка/
мокрый – сухой
быстрый – медленный
добрый – злой
хороший – плохой
Закрепление
-Ребята, вот и засияло солнышко в этом замечательном городе. Какое оно?
(яркое, теплое, лучистое)
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все
Итог.
-Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам : «Огромное спасибо!»
-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.
-Вот и прибыли мы в детский сад.
-Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно?
На этом наше занятие окончено.