Елена Устименко
Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о птицах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о птицах.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить находить признаки сходства и различия;
- продолжать учить соблюдать правила композиции, аккуратно работать с материалом и клеем
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Что мы знаем о птицах?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь;
- продолжать развивать эстетический вкус, цветовосприятие, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
- вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Материал: загадки о птицах, игрушка-попугай, модели, мяч, игрушки для задания «Кто из яйца» : крокодил, змея, птица, черепаха, котенок; для задания «Кто чем питается» : лягушка, рыба, мышь, жук, семена; запись «Голоса птиц», д/игра «Где чей клюв?», «Где чье гнездо?»; картинки птиц : аист, скворец, кукушка, ласточка, снегирь, голубь, ворона, синица, воробей.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках.
Педагог: - Ребята, отгадайте мою загадку: «Снится ночью пауку чудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Догадались? Это….(птица)»
-Правильно, сегодня на занятии мы поговорим с вами о птицах.
Стук в дверь. Вносят посылку. Педагог открывает ее и оттуда вылетает попугай Кеша.
Попугай: - Всем привет! Как я давно мечтал попасть в д/сад. Наконец моя мечта сбылась!
Педагог: - А зачем ты к нам прилетел, Кеша?
Попугай: - Я хочу узнать много нового и интересного. Я посижу здесь на стульчике и послушаю.
Педагог: - Сегодня мы поговорим с вами о птицах.
Попугай: - А у меня уже есть вопрос: как и из чего появляются птицы?
Педагог: - Сейчас ребята тебе все расскажут.
На столе разложены модели, изображающие стадии роста птенца. Все они перемешаны. Воспитатель вызывает 1 ребенка и просит найти картинку, на которой изображено то, с чего все началось. (Если ребенок затрудняется с ответом, то педагог и другие дети помогают ему.)
1 ребенок: - Самка откладывает в гнездо яйца. Каждое яйцо находится в твердой скорлупе. Скорлупа снаружи покрыта крошечными отверстиями, через которые проходит воздух.
Педагог: - А кто знает, что было потом?
Выходит 2 ребенок и выкладывает следующую картинку: - Внутри каждого яйца находится желток, а в желтке – крошечный зародыш. Скоро он превратится в птенца.
Попугай: - А кто расскажет, что было дальше?
3 ребенок выставляет следующую картинку и поясняет: - Птенец растет внутри яйца. Из желтка он получает питательные вещества.
Воспитатель просит 4 ребенка выставить определенную карточку и объяснить, что на ней изображено: - Вскоре птенец начинает походить на настоящую птицу : у него вырастают клюв, крылья, лапы.
5 ребенок: - В положенное время птенец начинает проклевывать скорлупу, пока она не расколется и он не выберется наружу.
Педагог: - И как только птенец вылупится, он сразу может полететь искать себе корм?
Дети: - Нет, маленькие птенцы беспомощные, они должны оставаться в гнезде, а еду им приносят родители. А вот, когда у птенчиков начнут появляться перья, тогда они смогут улететь из гнезда.
Попугай: - Я понял, птицы – это те, кто из яйца вылупился.
Педагог: - Ребята, а только птицы могут появиться из яйца? (Ответы детей.)
Воспитатель выкладывает на стол игрушки: змея, кошка, крокодил, змея и просит найти здесь лишнего, того, кто не появляется из яйца.
Попугай: - Раз они появились из яйца, значит они птицы?
Педагог: - Ребята, давайте объясним Кеше, какое живое существо может называться птицей. Выставляются модели и дети объясняют, что птицы - это животные, у которых 2 крыла и 2 лапки, что бы летать и ходить; тело покрыто перьями, есть клюв.
Попугай: - А я птица? (Ответы детей с доказательствами.)
Попугай: - У меня для вас есть игра (достает мяч). Представьте, что это яйцо и из него должен вылупиться птенец, но мы не знаем, что за птица. Мы по очереди будем передавать это яйцо и вспоминать названия птиц. Вы же много птиц знаете? Кто ответ не знает – из игры выбывает. Должен остаться один знаток птиц. (Ответы детей.)
Попугай: - А где могут жить птицы?
Педагог: - Мы сейчас с Кешей проверим, можете ли вы правильно расселить птиц.
Проводится игра «Где чей дом?» ( На наборном полотне расставлены: скворечник, гнездо в камышах, дупло в дереве, гнездо на дереве, гнездо под крышей. Детям раздаются птицы : скворец, утка, ласточка, аист, сова. Задача детей правильно расселить птиц и назвать их птенцов.)
Попугай: - Я знаю, что есть такая птица, которая и гнездо не вьет, и птенцов не воспитывает, зато красиво поет (включается запись голоса кукушки).
Дети: - Это кукушка.
Педагог: - Правильно. Давайте покажем Кеше, какую мы знаем игру про кукушку.
Проводится хороводная игра «Кукушка». (Дети взявшись за руки образуют круг, а в середине с закрытыми глазами стоит 1 ребенок. Дети идут по кругу и произносят текст: «К нам кукушка в огород залетела и поет. А ты…. (имя ребенка) не зевай, кто кукует, отгадай. Ку-ку.» Водящий открывает глаза и называет того, кто прокуковал.)
Попугай: - Для чего птице нужен клюв? (Ответы детей.) И почему у всех птиц клювы разные? (Все зависит от того, кто чем питается.)
Педагог: - А у меня есть игра, которая называется «Где чей клюв?» Вам нужно правильно подобрать каждой птице клюв и объяснить, почему он у нее именно такой. (Дети выполняют задание.)
Попугай: - А мне зачем такой клюв? (Ответы детей.)
Попугай: - Ясно-ясно, значит птицей называется тот, кто зернами питается.
Педагог: - Вы согласны с Кешей? Давайте объясним, чем еще могут питаться птицы. ( На столе выкладываются игрушки: мышь, лягушка, рыба, жук, зерна, крокодил. Дети по очереди объясняют, для какой птицы подойдет то или иное лакомство и почему. (Крокодила птица не сможет съесть. Доказывают ответом.)
Физкультминутка: 1. «Аист, аист, длинноногий, Покажи нам путь дорогу. Аист отвечает, головой качает: Топни правою ногой, топни левою ногой, Снова правою ногой, снова левою ногой. Вот тогда придешь домой».
2. «Птички в гнездышках сидят и по сторонам глядят. Погулять они хотят и тихонечко летят. Налетались, утомились и обратно возвратились».
Попугай: - Знаю-знаю, что птицей называют только тех, которые летают.
Педагог: - Кеша, а ребята знают птиц, которые не умеют летать, но могут спастись от врагов. ( 1 ребенок: - У страуса длинные и сильные ноги, на которых он быстро бегает. 2 ребенок: - Пингвин – морская птица. Крылья у него – это ласты, которые помогают ему плавать.)
Попугай: - А птицы – это живые существа или нет?
Дети отвечают и выставляют модели: - Живые, потому что они могут дышать, питаться, расти, размножаться, передвигаться.
Педагог: - Какое у нас сейчас время года? Месяц? Попугай: - Минуточку, вот тут ко мне в жаркие страны прилетали аист и скворец. Вот, что они мне рассказали:
Аист: - Здравствуй, скворушка! Скворец: - Что ты такой грустный, аист? Аист: - Эх, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какая-то Каркуша, важно вышагивая, каркала, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может это правда? Скворец: - Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал и на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
Педагог: - Ребята, почему скворец и аист утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? Дети: - Это перелетные птицы и на зиму они улетают.
Педагог: - А как называются те, которые остаются на зиму в наших краях?
Воспитатель выставляет на 1 наборное полотно самолет, а на 2 – кормушку:
- Мы сейчас с Кешей проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц. Я буду загадывать загадку, а вы, отгадав ее, показываете руками или кормушку (значит это зимующая птица, либо самолет – перелетная.
Дети выполняют задание. Загадки:
1. Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий,безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист.)
2. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Кохи собирает. (Воробей)
3. Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Кар-кар». (Ворона)
4. Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
5. Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)
6. Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
7. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
8. Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
Педагог: - Так почему некоторые птицы улетают осенью на юг? Дети: -Становится холодно, а под снегом и льдом они не могут найти себе пищу.
Педагог: - Видите, как трудно птицам искать зимой пищу. А что мы можем сделать для них? Да, зимой мы с вами на деревьях развесили кормушки и кормили птичек. Помните, какие птицы чаще прилетали?
Давайте ещё сделаем кормушки для наших птиц.
Поэтапный показ и объяснение последовательности выполнения работы. А сначала подготовим наши руки.
Пальчиковая гимнастика.
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки,
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(Сначала - "зовущие» движения пальцев, затем "режущие» движения одной ладони по другой.
Пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга.
Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью, то же – левой рукой.
Тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
С чего начнёте работу?
Художественное творчество, индивидуальная помощь.
Анализ и оценка детских работ. Рефлексия.
Так зачем же нужны птицы? Что стало бы с лесом, если бы его покинули птицы? (Ответы детей.)
Попугай: - Я все понял, теперь я полечу к себе в Австралию и расскажу всем все то, что узнал у вас на занятии. Но чтобы я ничего не забыл, давайте повторим, кто из живых существ называется птицей. (Ответы детей.) Спасибо за все. Вам в подарок от меня медалька «За помощь птицам зимой».