Надежда Беленко
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, коммуникативная, продуктивная.
Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарный запас: зимующие, перелетные птицы, кормушка.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе „Что мы знаем о птицах?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Материалы и оборудование: иллюстрации – зимующие и перелетные птицы, календарь наблюдений за зимующими птицами, картина «Птицы зимнего леса», набор маховых и пуховых перьев; два листа бумаги, веер, стакан с водой; запись «Голоса птиц в природе», схема строения птицы на примере синицы, иллюстрации кормушек, несколько видов кормушек, стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Содержание организационной
образовательной деятельности детей.
Включается музыка с голосами птиц. Слушают, представляют, «перелетают» на ковер. - Что услышали в произведении? (ручей журчит, слышится пение птиц). – Можно ли их услышать сейчас в природе? – Почему нельзя? (Эти птицы перелетные). – Какой корм едят эти птицы? – Где сейчас эти насекомые? (погибли от холода).
Вывод: птицы улетели в дальние края, т. к. с похолоданием для них не стало корма. – Каким одним словом мы их называем? (перелетные).
Мы с вами «долетели» до леса. В этом лесу на ветках сидят птицы. Рассмотрите какие лишние, нужно оставить только зимующих. (Синица, снегирь, сорока, голубь, дятел, воробей, ворона, клест, пищуха, поползень, корольки – зимующие. Ласточка и соловей лишние, они перелетные).
Краткая характеристика птиц :
- синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких ветках;
- снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Держатся обычно небольшими стайками (7 – 10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду;
- сорока ловкая, подвижная суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью человека;
- дятел – украшение наших мест. Дятел – труженик. Расклюет дятел в своей «кузнице» шишку и летит за новой. Стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом;
- воробьи хорошо переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются в снегу;
- пищуха – длинноносая птица. Назвали ее так, потому что она все время тихонько попискивает;
- поползень бегает не только снизу вверх, но и сверху вниз по стволам деревьев;
- корольки самые маленькие птички нашей страны. Они весят в шесть раз меньше, чем воробей. Мал королек, зато на голове у него корона, словно у какого – нибудь короля.
- Для чего нужны птицы? (Они являются санитарами леса; способствуют размножению растений).
Рассмотреть строение птицы. Пользуемся схемой строения птицы на примере синицы. – Какие части тела можно выделить? – Чем покрыто тело?
Вывод: птицы покрыты перьями, есть голова, тело, шее короткая, хвост, лапы с коготками.
- Чем схожи птицы? (см. вывод)
- Чем отличаются? (размерами тела, окраской, размерами клюва, чем питаются)
Игра «Узнай птицу по словесному описанию»
1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (Воробей).
2. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое. (Синица).
3. У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел).
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь).
5. Эта небольшая птица красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест).
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока).
7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. (Ворона)
Экспериментальная деятельность.
- Что вокруг нас? – Когда воздух можно почувствовать? – Можно ли увидеть воздух? – Почему человек не может взлететь? (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь). Демонстрируется падение двух листов, один ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист – медленно планируя?
Вывод: гладкий лист – легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может, немного лететь.
- Почему птицы могут летать по воздуху? После высказывания рассматриваем птичьи перья (маховые и пуховые). Строение пера: ствол и опахало. - Какое оно легкое или тяжелое? – Какое перо на ощупь? Название пера, объяснить для чего оно служит птице :
- маховые – на крыльях (машут, показать движения;
- пуховые – согревают тело птицы;
- рулевые – находятся на хвосте, с помощью них рулят.
Объяснить выражение «Как с гуся вода». В емкость с водой опустить перо. Почему оно полусухое? (Покрыто тонким слоем жира, который выделяется из желез).
На примере веера можно показать, как складываются и раскладываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она могут опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилегают к телу.
- Что еще делает птицу легкой? – Как она ест – много или мало? - Часто или редко?
Вывод: птицы летают, потому что у них:
- широкие крылья и хвост;
- легкие перья с полым стволом;
- жесткие маховые перья;
- едят по - немного и часто;
Логоритмическое упражнение
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Для птиц зимой страшнее всего голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. – Чем человек может помочь зимующим птицам? (Делать кормушки и подкармливать птиц).
Правила кормления птиц.
- во время подкормки не сорит, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- корма класть немного, именно для того чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, сообщают друг другу.
Чтение стихотворения А. Яшина.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать :
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…
Мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.
Итог: - О каких птицах мы сегодня говорили?
- Почему мы их так называем?
- Кто из этих птиц чирикает?
- Кто из этих птиц трещит?
- Как люди помогают зимующим птицам?
- Как называется «птичья столовая»?
- Из чего можно изготовить кормушку?
- Каких птиц можно увидеть возле кормушки?
- Что запомнили сегодня на занятии?
- Что понравилось?