Наталия Алехина
Конспект ОД по направлению «Познавательное развитие» с детьми 6–7 лет «Что мы знаем о зимующих птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Алехина Наталия Николаевна: воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад «Солнышко» г. Котовска Тамбовской области
Конспект ОД с детьми 6-7 лет по направлению «Познавательное развитие» «Что мы знаем о зимующих птицах»
Программные задачи.
Задачи по развитию культуры личности:
- воспитывать интерес, заботливое и бережное отношение к птицам.
Задачи по развитию способностей:
Публикация «Конспект ОД по направлению „Познавательное развитие“ с детьми 6–7 лет „Что мы знаем о зимующих птицах“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- содействовать актуализации, систематизации и пополнению знаний о зимующих птицах, помочь использовать освоенные ранее знания и умения для решения проблемы персонажа;
- развивать умение составлять план предстоящей работы, действовать в соответствии с намеченным планом;
- закрепить состав числа, развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Задачи по формированию детского коллектива:
- содействовать развитию умения быть активным участником коллективной деятельности.
Методы реализации культурной практики.
Методы повышения познавательной активности:
• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
• Вопросов
• Неясные знания.
Методы повышения эмоциональной активности:
• Воображаемые ситуации
• Ситуация успеха в выполняемой деятельности
Методы обучения и развития творчества:
• мотивирование детской деятельности
• прогнозирование
• проблемная ситуация и задачи
• предположения
Методы индивидуализации:
• Иррадиирующее обучение
Предшествующая работа.
Наблюдения за птицами, изготовление кормушек, знакомство с информацией о том, как правильно выбрать для них место, размещение кормушек за окном и на участке, игры «Назови птицу», «Узнай птицу по голосу» и др., чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование.
Муляжная игрушка-снегирь; картинки для схематического изображения плана; картинки с изображением воробья, вороны, синицы, снегиря, свиристеля, сороки, голубя, галки, клеста, корма для птиц; аудиозапись «Голоса птиц»; карточки к игре «Сосчитай птиц и добавь недостающее число».
Сценарий.
К детям прилетает снегирь.
Снегирь:
- Здравствуйте, дети. Вы узнали меня? (ответы)
- А что вы обо мне знаете? (Дети вспоминают все, что знают о снегире, в том числе то, что снегирь – кочующая птица).
Снегирь:
- Скоро я полечу дальше. Пролетая мимо вашего окна, я заметил на нем кормушку. Я прилетел к вам, чтобы убедиться, что вы не только хотите помочь зимующим птицам, но и знаете все, что нужно делать, чтобы им помочь.
Воспитатель:
- Дети, поможем снегирю убедиться, в том, что он может быть спокоен за своих пернатых собратьев, улетая вместе со своей стаей?
Поисковый этап.
Воспитатель:
- Как вы считаете, что же нужно рассказать, продемонстрировать Снегирю, чтобы он был уверен, что мы сможем поддержать птиц в голодное и холодное время года? (Ответы детей. Предложения детей суммируются, дополняются персонажем и педагогом.)
- Давайте составим план того, что нам необходимо сделать, чтобы убедить Снегиря.
Вариант плана:
1. Назвать птиц, зимующих в наших краях, рассказать о них.
2. Рассказать, чем они питаются и как их правильно кормить.
3. Показать, умеем ли мы различить птиц по голосам.
4. Продемонстрировать, сможем ли сосчитать, сколько птиц пожаловало к нам в гости.
Воспитатель:
- Чтобы каждый из нас мог самостоятельно пользоваться планом я предлагаю изобразить его схематически:
2 8 5
7 3 10
Практический этап.
Воспитатель:
- Приступим к выполнению первого пункта нашего плана? В этом нам поможет игра «Отгадай загадку о птице».
Воспитатель читает загадку:
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
- Алина, почему ты решила, что это сорока? Какие слова в загадке помогли тебе это понять? Все ли согласны с Алиной?
Далее дети отгадывают другие загадки о птицах, доказывая свои выводы. Последней воспитатель читает загадку о клесте:
- Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
Если дети не знакомы с этой птицей, то ребенок, которого воспитатель заранее познакомил с клестом, рассказывает о нем всем детям.
Птица клест — небольшого размера, до 20 см, из отряда воробьиных, отличается плотным коренастым сложением, коротким раздвоенным хвостом, большой головой и особым клювом, половинки которого загнуты и сдвинуты в разные стороны, образуя крест. Такой клюв помогает клесту вылущивать семена из шишек. Цепкие лапы позволяют клесту лазить по деревьям и свешиваться к шишкам вниз головой. Окраска грудки у самцов красно-малиновая, а у самочек – зеленовато-серая. Пение клестов напоминает щебет с примесью громкого свиста и служит для связи птичьих стаек. Они делают перекличку при перелетах, а на ветках клесты молчаливы. Обитают они в хвойных лесах. Семена еловых или сосновых шишек – его основное лакомство. Клюв клеста отрывает чешуйки, оголяет семена, но только меньше половины шишки уходит на питание. Клест не старается достать семена, до которых ему трудно добраться. Ему легче найти новую шишку. Остальное летит на землю и кормит долгое время мышей, белок или других обитателей леса. В отличие от других птиц птенцы у клестов появляются в самое холодное время – зимой, часто на Рождество. Гнезда строятся самкой клеста на верхушках деревьев или на ветвях под надежным прикрытием больших игольчатых лап от дождей и снегов. Строительство гнезда затевается с наступлением первых морозов и делается с учетом самых суровых испытаний: с утепленной подстилкой из мха, шерсти различных животных, птичьих перьев.
Воспитатель:
- Я предлагаю поиграть в игру «Назови птиц по памяти». Запомните всех птиц и как они расположены (в верхнем ряду, в нижнем ряду). Воспитатель закрывает картинки, а затем предлагает последовательно назвать птиц в верхнем и нижнем ряду.
Снегирь:
- Молодцы, вы хорошо знакомы с зимующими птицами. А я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Раздели птиц на группы». Поиграем? Тогда подумайте и разделите всех птиц на группы по какому-либо признаку. (Дети предлагают разделить птиц по величине, по длине хвоста, по длине клюва, предпочтению в корме, по первой букве в названии и т. д.)
Воспитатель:
- А в следующей игре мы сможем доказать и показать, что мы знаем повадки птиц. (Динамическая пауза «Узнай птицу».) Для этого необходимо выбрать карточку с изображением птицы и с помощью движений, жестов загадать загадку-пантомиму об изображенной птице. Остальные дети должны отгадать, что это за птица.
- Маша, выбирай картинку и изобрази птицу, изображенную на ней, а мы попытаемся отгадать.
Воспитатель:
- Как вы считаете, мы выполнили первый пункт нашего плана?
- Тогда приступим ко второму. В этом нам поможет игра «Подбери корм для птиц». На доске появляется изображение птиц и корма. Необходимо маркером провести линию от птицы к корму.
- Алина, чем любит лакомиться воробей? Саша, а какая из птиц очень любит кусочки сала?
Снегирь:
- Я вижу, что вы хорошо знаете, чем питаются птицы.
Воспитатель:
- Каким был третий пункт нашего плана? Как вы думаете, что поможет нам его выполнить? (Игра «Узнай птицу по голосу и сымитируй «слова» птиц при помощи звуков речи»)
Звучит аудиозапись голоса вороны, дети отгадывают, кому он принадлежит.
Воспитатель:
- Руслан, какими звуками ты изобразил бы голос снегиря? Соня, попробуй изобразить голос снегиря.
Далее дети отгадывают голоса других птиц и имитируют их.
Воспитатель:
- Кирилл, какой пункт нашего плана мы еще не выполнили?
Я думаю, что и с этим вы легко справитесь. А вы как думаете? Тогда давайте докажем это. Каждому из вас необходимо добавить столько птиц в кормушку, чтобы их было столько, сколько показывает цифра на кормушке. (Игра «Сосчитай птиц и добавь недостающее число»)
- Саша, какая цифра изображена на кормушке? Сколько нужно добавить птиц, чтобы вместе их было 8? Почему? Каких птиц ты добавил?
- Проверьте, правильно справился с заданием ваш сосед.
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель:
- Как вы думаете, убедился ли Снегирь, что мы сможем заботиться о птицах зимой? Что его в этом убедило? Что он чувствует теперь?
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает обратиться с этим вопросом к снегирю.
Снегирь:
- Я очень рад, что встретил настоящих знатоков птиц, готовых о них позаботиться. А в благодарность за это я хочу вам рассказать о том, как птицы умеют дружить. Они часто живут большими стаями, в которых всегда стараются помочь друг к другу. Вместе легче найти пищу, в большой стае кто-нибудь обязательно заметит врага и предупредит остальных об опасности. Чтобы всей стае не летать в поисках пищи, теряя силы, птицы высылают «разведчиков». Они кружат высоко в небе, а остальные следят за ними. Если один из них пошел на посадку, значит, он нашел еду, и все остальные устремляются к нему. Потом выбирают новых разведчиков.
Снегирь прощается и улетает.
Воспитатель:
- Легко ли вам было справиться с заданиями? В чем вы испытали затруднения? А что вам далось легче всего? Какое задание вам больше всего понравилось? Чем? А вы хотели бы еще узнать что-то новое о зимующих птицах? Что именно? (В зависимости от возникшего интереса к птицам, воспитатель предлагает детям узнать ответы на интересующие вопросы самостоятельно дома, а после поделиться полученными знаниями с другими.)
Литература:
1. Дидактическая структура занятий с детьми старшего дошкольного возраста (подготовка к школе): Методическое пособие / Сост. Казакова Г. М. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
2. Построение развивающих занятий. Учебное пособие. / Л. Л. Тимофеева. - М. : Педагогическое общество России. – 2006.