Мария Исаева
Конспект НОД в старшей группе «Болотное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, формировать познавательный интерес к окружающей среде.
Задачи:
Образовательная область: «Познавательное развитие» :
• Сформировать у детей представления о болотах, как о неотъемлемой части нашей природы.
• Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств (моделей, символов, схем).
• Учить детей использовать накопленные ранее знания при изучении и обследовании вещества.
• Закрепить знания дошкольников о разнообразии животных и растений болота.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Болотное царство“» размещена в разделах
Образовательная область: «Речевое развитие» :
• Продолжать развивать навыки связной речи: умение выражать свою мысль в предложении; говорить распространёнными предложениями;
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» :
• Воспитывать стремление проявлять себя на занятии.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» :
• развивать творческие способности детей,
• закреплять навыки работы с пластилином, умение составлять композицию заданной формы,
• воспитывать аккуратность, эстетику.
Образовательная область: «Физическое развитие» :
• развивать мелкую моторику рук,
• развивать координацию движений.
Материалы и оборудование:
Тарелка с клюквой, тарелка с торфом, зубочистки.
Клеенка на стол, по две бумажные салфетки на каждого ребенка, емкости с водой, пластиковые ложки, пластиковые тарелки, губка флористическая, губка обычная – по количеству детей.
Иллюстрации растений болота и его обитателей, схема «Зарастание водоёма», д/и «Этажи болота».
Макет «Болото», картонная основа под макет, губка, пластиковые кустики, цветной картон, зубочистки, пластилин разных цветов, фигурки животных.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций с изображением болот;
• рассматривание макета «Болото»
• изучение обитателей болот, их особенностей;
• чтение книги А. Тамбиева «Кто на болоте живет»;
• рассматривание торфа, мха;
• просмотр фильма «Обитатели болот»;
Ход занятия:
1. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Встаньте красиво, ровно, мы отправляемся в путешествие.
2. Сообщение темы:
А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи
Нет опоры для ноги.
Кто знает, где это бывает?
(На болоте)
- Правильно, ребята – это болото. И занятие наше называется «Болотное царство». Вы хотели бы узнать, почему наше занятие называется именно так? Ребята, а что бы вы хотели узнать и чем заниматься на нашем занятии? (Ответы детей).
- Ребята, у меня для вас сюрприз! (показываю поднос с торфом и замороженными ягодами клюквы, накрытый салфеткой). Как вы думаете, что там? (Ответы детей) Снимаю ткань, показываю содержимое подноса. Вместе с детьми проговариваем слова: торф, клюква.
– А откуда у меня все эти богатства? Правильно! Из болотного царства! Ребята, а кто из вас знает, что такое торф? (ответы детей)
- Торф - это земля, которая образуется на болотах из не до конца сгнивших растений. В нем много полезных веществ. Он также полезен для растений, как для детей - каша (помогает лучше расти, становиться здоровыми, сильными). Вы хотите узнать, из чего состоит торф? А как можно это сделать? (рассмотреть через увеличительное стекло)
3. Исследовательская деятельность.
1 опыт: Рассматриваем флористическую губку. Наливаем на нее несколько ложек воды. Губка впитывает воду и удерживает ее в себе.
Вывод: Так же и в болоте, торф является накопителем влаги. Торф постоянно накапливает воду, его называют копилкой воды. Поэтому здесь растут такие влаголюбивые растения как мох, морошка, клюква.
У мха нет корня, а стебель и листочки не похожи на другие растения. Он состоит из множества сцепленных между собой мягких стебельков. Мох разрастается и получается пружинистый матрас. Мох напоминает губку. Он поглощает и удерживает в себе воду. Давайте посмотрим, как губка впитывает воду.
Опыт: Наливаем в тарелочку немного воды, кладем губку – вода исчезает, она впиталась в губку. Сверху кладем бумажную салфетку. Она осталась сухой.
Жарким летом мох сверху высыхает, но в глубине всегда есть влага, наступишь и сразу почувствуешь сырость. (Надавить пальцем на салфетку)
Вывод: мох удерживает в себе влагу.
4. Динамическая пауза.
- Ребята, давайте пройдем на коврик и немного подвигаемся! Поиграем в п/и «На одной ноге стоим».
5. Дидактическая игра.
А теперь давайте посмотрим на схему и вспомним, как образуется болото (схема зарастания водоема).
Посмотрите на этот макет. Если сравнить болото с домом, то мы можем выделить три этажа.
1й этаж (голубого цвета) – это вода.
2й этаж (черный или коричневый) - это торф.
3й этаж (зеленый) – это мох и разнообразная растительность болотного царства.
- На каждом этаже этого большого дома, есть свои жильцы. Давайте подумаем, на какой из этажей мы поселим ужа, а журавля? А лягушка может жить и в воде и на суше, поэтому она относится к отряду земноводных животных.
- Молодцы ребята, вы отлично справились!
6. Практическая деятельность.
- А теперь посмотрите на наш макет. Вы хотели бы научиться делать макеты сами? (ответы детей). Тогда давайте попробуем. У нас есть заготовка макета, но пока она больше похожа на большое чистое озеро. Как же нам превратить его в болото? Посмотрите, у нас есть различные предметы и материалы, что мы будем использовать в изготовлении макета?
7. Заключительная часть.
Так как каждый ребенок работает в удобном для себя темпе, у занятия предполагается открытый временной конец. По окончанию работы, воспитатель интересуется у ребенка, что ему понравилось больше всего, что не понравилось, какие сложности у него возникли.