Надежда Жирнова
Конспект НООД в средней группе Тема: «Семеновская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д/с № 1 «Светлячок»
Конспект НООД в средней группе
Тема : «Семеновская матрешка»
Воспитатель: Жирнова Н. Е.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие;
Тип: интегрированное
Форма непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Публикация «Конспект НООД в средней группе Тема: „Семеновская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Игровая мотивация: В гостях у Хозяйки музея матрешки.
Формы организации: группа.
Цель: Знакомство детей с народной игрушкой –Семеновской матрёшкой.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представление детей о семеновской матрешке, как традиционном промысле родного города.
• Познакомить с технологией изготовления и росписи семеновской матрешки.
Развивающие:
• Содействовать развитию творческой деятельности детей.
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение художественному труду, культуре русского народа.
Предварительная работа: разучивание игры «Бабушка Маланья», пословиц о труде
Оборудование и материалы: скамейки, магнитофон, фонограмма, кисточки и краски, шаблоны матрешек, мини-музей.
Ход НООД:
Воспитатель, в костюме Хозяйки, приглашает ребят к себе в гости. Дети проходят к лавочкам, выставленным возле мини-музея в группе. Мини-музей содержит экспонаты по теме: Семеновская матрешка.
-Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Расскажу я вам сегодня об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам. А вот о каких игрушках идёт речь, догадайтесь:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрёшка)
Конечно, это матрёшка, самая необычная игрушка. (воспитатель предлагает детям рассмотреть, потрогать матрёшку, полюбоваться ею.)
Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал её художник. Любуешься ею и сердце радуется.
А вы знаете, откуда матрёшка к нам в Семенов пришла?
Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времен. Их ярко расписывали кистью из травы «белоус», частыми красными и зелеными полосами и покрывали сверху светлым лаком. Первая Семеновская матрешка была сделана умелым токарем Аверьяном Вагиным из деревни Мериново, которая была расположена в 8 км от Семенова. Его сын принес деревянную куклу, сделанные в Сергиев-Посаде, окрашенную в светло-зеленый цвет, и изображающие человека с усами и бородой. По аналогии с пасхальными яйцами Вагин решил сделать деревянную куклу из двух частей. А его дочь Люба расписала куклу, превратив ее в девочку в ярком красном сарафане, желтом платке и с букетом цветов в правой руке.
Кто – нибудь из вас, ребята, знает из какого дерева стали делать матрёшек (ответы детей)
Шёл я лесом, нашёл я дерево.
Из этого дерева выходят четыре дела:
Первое дело – лапти плести,
Второе дело – пчёлы любят,
Третье дело – от простуды лечит,
Четвёртое дело – детям на радость. (липа)
Лапти плетут из лыка(-липовой коры, пчёлы любят собирать сладкий нектар из цветов липы. А мёд, который они делают так и называется – липовый. Для изготовления матрё шек тоже используют липу: она хорошо поддаётся обработке.
Сделали мастера заготовки, выточили пустые фигурки из дерева и художникам отдали.
Потрогайте, погладьте матрёшку внутри и снаружи.
Чем отличается внутренняя поверхность от наружной?
А теперь понюхайте: чем пахнет матрёшка внутри? А снаружи?
-Почему запах отличается?
Прежде чем расписать матрёшку красками, художник должен подготовить фигурку. Он трижды натирает её жидким крахмалом: обмакнёт руку в крахмальный раствор, разотрёт его по дереву, подождёт пока высохнет, и повторяет всё сначала. Если же не подготовить таким образом основу – заготовку, то краска растечётся по мельчайшим жилкам и трещинкам дерева. И рисунок тогда выйдет смазанный. А накрахмаленная поверхность, когда подсохнет становится белой и гладкой. Только тогда можно начинать расписывать матрёшку.
Расписали русские художники матрёшку на славу : губки бантиком, румянец на щёчках яблочками лёг, прикрыл голову весёлый платочек, свесилась из – под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. И начали матрёшек по русским сёлам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят: «Смастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»,
А какие пословицы и поговорки о труде, знаете вы, ребята ( ответы детей: «Люби дело – мастером будешь»,
«Всякий мастер сам себе дивится»,
«Дело мастера боится»,
«Всякому молодцу ремесло к лицу».)
Разные мастера матрёшек расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрёшки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего – то, другая задумалась, третья смеётся, а четвёртая будто сердится немного.
-Какие цвета для росписи используют художники ( ответы детей: красный, желтый, черный, синий, зеленый, розовый).
Таких цветов как на сарафанах матрёшек, не найти ни в одном саду, сравниться с ними может только аленький цветочек из сказки.
И действительно, мастера творят свою сказку – особый прекрасный мир, где нет места некрасивому, неинтересному: они не повторяют окружающее, а украшают его.
-Посмотрите внимательно, полюбуйтесь красотой игрушек. (рассматривание матрешек в мини- музее).
Какая из них вам понравилась больше? Чем?
-Когда матрёшка покрыта росписью, мастерица берёт прозрачный мебельный лак и наносит его поверх росписи. Затем матрёшка будет сушиться в печи, сверкая лакированными боками; в полутьме её цветы кажутся живыми.
Хочется вам поиграть с матрёшкой?
Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!
(Воспитатель берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).
У кого в руках матрёшка,
Тот попляшет с ней немножко!
У кого в руках матрёшка,
Тот похлопает в ладошки!
Кто матрёшку в руки взял
Тот задорно нам сплясал!
Кто матрёшку в руки взял,
Тот красиво приседал!
рус нар. «Ах, вы сени!»-фонограмма. (свободная пляска детей)
проводится игра «Бабушка Маланья».
Ребёнок – бабушка выполняет главную роль в цетре хоровода, становится образцом для подражания. Остальные дети подражают бабушке, берутся за руки, идут хороводом и приговаривают:
У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке. Семь дочерей, семь сыновей. Все без бровей, С такими глазами, С такими усами, С такой головой, С такой бородой.
Останавливаются и с помощью жестов и мимики, изображают то, о чё м говориться в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и пр.
Целый день сидели На неё глядели, Делали вот так…
Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за «бабушкой» любое смешное движение).
Хозяйка: Делу время – потехе час. Приглашаю вас в художественную мастерскую, где мы сможем сделать красоту своими руками: расписать матрёшку.
(Дети проходят к столам, где для работы уже всё готово: фигурки матрёшек, кисти, краски).
Рефлексия:
Воспитатель предлагает ребятам представить свою матрешку, отмечает успехи детей.
Возможные вопросы:- Ребята, из чего изготовляют матрешку?
-Какой наряд у Семеновской матрешки?
-На что похожа кукла матрешка?
- Кто такой Аверьян Вагин?
-Какими цветами расписывают семеновскую матрешку художники?
Итог: Предложить ребятам организовать выставку «Моя Матрешка» и познакомить с ней родителей.