Татьяна Субботина
Конспект НОД в старшей группе «Семеновская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающие - Познакомить с семеновской матрешкой. Закрепить знания детей об изделиях русских народных мастеров, их характерных особенностях. Упражнять в технике рисования концом кисти, всем ворсом.
Развивающая - Развивать знания о цвете, о теплых и холодных тонах.
Воспитательная - Воспитывать интерес к народному творчеству.
Предметно-пространственная развивающая среда: изделия народных мастеров, детей, материал к рисованию, атрибуты к созданию пространственной среды, проектор, диски с записью народных мелодий, магнитофон.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Семеновская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Предварительная работа: беседы об истории России, рассматривание изделий прикладного искусства
Ход занятий.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в музей народно декоративно-прикладного искусства. Скажите, а что такое музей? (ответы детей).
-Желаете сходить в музей?
Дети подходят к воротам, на них висит замок, рядом конверт.
-Ой, а на воротах висит замок, и конверт здесь. Интересно, а что внутри конверта. Давайте посмотрим.
Дорогие ребята!
В нашем музее закончились краски, и нам пришлось его закрыть на волшебный замок. Но вы можете его открыть, выполнив задание. Нужно собрать краски и разложить на разные палитры. На одну палитру краски холодного цвета, на другую – теплого цвета. Когда соберете все краски, произнесите волшебные слова
Футы, нуты, лапти гнуты.
Замочек не робей,
Открывайся поскорей.
и замок откроется.
Желаем удачи.
Народные мастера.
- Ребята, мы же очень хотим посетить музей, давайте выполним задание. Согласны?
Ребята собирают краски и раскладывают на палитры. Произносят волшебные слова, звучит музыка, открывается замок и заходят в музей.
- Посмотрите, сколько много народных изделий в музее. Давайте вспомним какие виды росписи мы знаем. Я вам загадаю загадку, а вы ее отгадаете. Но скажу по секрету для вас есть подсказка на экране.
Загадка: 1Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назови-ка меня.
(Дымка)
- Покажите, ребята, где здесь в музее есть дымковские игрушки.
- Какие элементы росписи вы видите на игрушках? (полоски, точки, кружочки)
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый золотой
Красоту такую люди
Называют хохломой!
(Хохлома)
- Какие цвета присутствуют в росписи?
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар – птицы ввысь летят.
И точки черно – белые
На солнышке блестят. (Городец)
- Какие элементы росписи вы знаете (розана, ромашка, купава)
Снежно – белая посуда,
Расскажи – ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)
-Какие цвета присутствуют в росписи? (синие, голубые, фиолетовые; холодные)
- А теперь отгадайте загадку про одну игрушку (матрешка).
Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушки,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Посмотрите, кто это?
- И сегодня я вам расскажу о матрешке. Около 100 лет назад появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. Этих кукол назвали Матренами, а ласково – матрешками.
Словно репка она круглобока,
И под желтым платочком на нас,
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок глаз.
Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева и расписывать.
Сегодня мы с вами познакомимся с семеновской матрешкой. Повторите, ребята, как называется матрешка. Как можно играть с матрешкой? (Разбирать, собирать). Матрешка из села Семенова Нижегородской области – настоящая красавица! Семеновская матрешка отличается от других ярким румянцем на щеках, ротиком-бантиком, цветами на переднике. Это центр композиции. Глаза и волосы черного цвета, косынка разузорена спиральками, выполнены концом кисти. По бокам рисуют ручки в складчатых рукавах. Букет размещается на белом фартуке. Самые яркие краски берут мастера для росписи. Назовите, какие цвета используют мастера?
Ребята, посмотрите на других столах много глиняных игрушек, посуды с хохломской росписью, а здесь матрешка одна. Давайте мы ей распишем подружек!
Но прежде чем отправится в мастерскую, представим, что мы с вами матрешки.
Физкультминутка.
Вот матрешечка проснулась,
Сладко к солнцу потянулась,
Воду в руки набрала,
Поплескалась, расцвела,
Ветру низко поклонилась,
На качелях покачалась.
- Ну, а теперь нам пора в мастерскую.
Роспись силуэтов матрешек.
- Но сначала давайте повторим как называется матрешка, к/р родилась в селе Семенове? (Семеновская) Из какого материала она сделана? (Из дерева) В какую одежду он одета? (Цветастый фартук, платок и т. п.) Как мы будем украшать платок (спиральками – концом кисти, цветок (всем ворсом кисти? Приступаем к работе.
Наши пальцы – мастера,
За работу нам пора.
Пока дети работают, звучит народная мелодия.
Анализ работы.
А теперь давайте наших красавиц поместим в красивый хоровод возле матрешки, которая ждет нас в музее.
Это всем давным-давно признать пора…
Всюду русские в почете мастера…
Наш веселый, удивительный народ
Для людей веками сказку создает.
Теперь нашей матрешке будет нескучно, потому что ее окружают такие красивые подружки.
Звучит народная мелодия. Обсуждение работ.