Артеменко Ольга
Конспект НОД в средней группе «Путешествие в страну доброты: культурное наследие России»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в страну доброты: культурное наследие России
Цель: формирование у детей представления о традициях русского народа,
его истории и культуре, особенностях быта.
Задачи:
1. Познакомить детей дошкольного возраста с культурными традициями русского народа, особенностях быта.
2. Развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: духовность, доброту, уважение к старшим, трудолюбие.
3. Воспитывать любовь и уважение к традиционным праздникам, понимание народных праздников
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о жизни русского народа, чтение пословиц и поговорок о труде, празднике Пасхе.
Оборудование:
проектор, наглядный материал, музыкальноесопровождение, русская печь, красный угол, ложки, яйца, старинная утварь, русская изба.
Словарная работа:
активизация – традиции, культура, православные праздники, Россия;
обогащение - утварь, предки, соха, храм.
Ход занятия
Дети становятся в круг их встречает хозяйка в русском народном костюме
Вед: Здравствуйте гости дорогие (поклон с рукой от сердца)
Дети хором: Здравствуй хозяюшка (дети кланяются)
Вед:Ребята, к нам пришли сегодня гости давайте поздороваемся!
Ребё нок: Хозяюшка мы пришли побеседовать с вами о культуре и традициях, о русском быте, о православных праздниках русского народа.
Вед: Хорошо я вам все расскажу, присаживайтесь поудобнее, слушайте и запоминайте.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Вед: Но прежде чем я хотела бы у вас узнать, как называется страна, в которой мы с вами живем?
Ответы детей: Россия
Звучит музыка. В это время на экране появляются картины
Ребята, посмотрите как жили люди в старину. Наши предки.
(звучит музыка, на проекторе появляются картинки, дети садятся на лавочки)
Дети осматривают избу.
Дети, а вы завете кто такие предки? (Россияне, люди которые жили до нас, наши бабушки и дедушки, папы и мамы
-А вы знаете, что было главным в избе? был красный угол. Так называли угол в избе, где люди помещали Иконы и зажигали пред ними свечу и молились за своих родных и близких.
Вед: Ребята, каждая мама молится за своего ребенка, мама - согревает теплом и любовью своего сердца, и вы дети обязательно должны слушаться своих родителей.
Существует очень много пословиц о маме, о доброте.
Сердце матери лучше солнце греет.
Материнская забота и на дне моря спасёт.
Береги отца и мать – других не сыщешь.
При солнышке тепло – при матери добро
Ребята, а ещё главным в избе печка, она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Ребё нок: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит
Вед: В каждой избе печка русская стоит. От печи теплый жар струится, вкусным хлебом пахнет. Печка- деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом печь топить. Ставит на печь чугун для каши.
Ребята, посмотрите сколько нового и интересного вы сегодня узнали. Теперь вы видите на сколько отличается старинная утварь и убранство от современного мира?
Ребятки, хотите поиграть в игру?
Муз. Сопровождение.
Ведущий проводит игру «Что - сейчас, а что – раньше»
ребята, на столе лежат атрибуты старого времени, и современные, давайте с вами найдем старинные предметы и положим на те места для чего они предназначены.
Вед. - дети, посмотрите, как стало уютно в нашей горнице. Дети садятся на лавку в избе.
Дети садятся на лавки.
Вед: Русский народ очень любит трудиться, но раньше им было тяжелее намного чем сейчас, а как вы думаете почему им было нелегко?
В давние времена, когда не было машин, люди запрягали лошадь в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой. Можно было сеять. Как созреют колоски, люди проверяли готовность зерна к уборке. Не только мужчины работали в поле, но и женщинам приходилось приходить к ним на помощь, оставляя маленьких детей с бабушками дома.
Вед: когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы. В старину это делали так: брали в руки серп и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы.
Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное.
Вед. Дети, а вы знаете пословицы о хлебе?
Ответы детей:
Не бери больше хлеба, чем можешь съесть.
Не кроши его за столом.
Никогда не выбрасывай хлеб.
Худой обед если хлеба нет.
Хлеб- всему голова.
Давным-давно, с давних времён, русские люди всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. Наши предки умели и любили веселиться.
А вы любите праздники? А почему?
Русские девушки всегда любили наряжаться на праздники, и мы с вами сейчас оденем русскую красавицу на праздник.
Проводится дидактическая интерактивная игра
«Наряди русскую красавицу»
А какие вы знаете русские народные праздники? (Рождество Христово, Крещение, Масленица, Пасха, Троица)
Вед: - Ребята, как вы думаете какой сейчас продолжается праздник? (ответы детей)
Ежегодно весной празднуют светлый праздник – Пасха. В этот радостный и светлый праздник пекут куличи, красят яйца. Часто именно детям отводилась роль раскрашивать. Праздник Пасхи длиться целую неделю. В эти дни люди совершают добрые поступки, прощают друг другу обиды. Недаром его называют «праздников праздник и торжество из торжеств».
Ещё в этот светлый праздник люди всегда играли в русские народные игры.
Ребята, а вы хотите поиграть?
Игра подвижная: «Гори, гори ясно!»
Всю неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали гостей. Вы у меня в гостях, я хочу вас угостить.
Сюрпризный момент: Хозяюшка угощает детей петушками.
Многие праздники и обряды говорят о том, что предки чтили семью и традиции.
Вед:Ребята вот и подошло время нам с вами попрощаться я думою,что вам было интересно и вы что то новое узнали как жили наши предки о традициях нашего народа, о православных праздниках нашего народа.
Нам пора возвращаться обратно в группу на машине времени, она нас ждет (звучит гудок - музыка)
Дети выходят из «стилизованного быта» и подходят к воспитателю.
Рефлексия: задаю вопросы по пройденному материалу.
Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня с вами были? О чём говорили? Что вы нового узнали? Что было главное в русской избе (печь и красный угол)
Какие орудие труда использовали для сбора урожая (серп и косу)
Как нужно относиться к хлебу? Какие вы знаете русские народные праздники? Какой русский народ? (дружный, добрый, гостеприимный) Где вы хотите еще побывать?