Елена Найденова
Конспект НОД в средней группе по экологии «Путешествие в Царство растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать накапливать знания детей о растениях и их частях
Задачи:
1. Уточнить представление детей о многообразии растений и значении для природы, её обитателей и человека.
2. Развивать умение детей находить общие и отличительные признаки в строении растений, работать в команде, развивать познавательную активность.
3. Расширить и уточнить знания детей о функциях некоторых частей растения (корень, стебель, используя модели и исследовательскую деятельность.
Публикация «Конспект НОД в средней группе по экологии „Путешествие в Царство растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, беречь их.
Предварительная работа:
Наблюдение за растениями, рассматривание деревьев, кустарников, трав, чтение художественных произведений о растениях, рассматривание картинок и иллюстраций, опыты и эксперименты с Экошей, д/игра «Правила поведения в лесу», использование конструктора Саркисова, рассматривание коллекций в уголке природы, работа с макетом «Деревья весной».
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие;
Социально – коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Художественно – эстетическое;
Физическое развитие.
Виды детской деятельности:
• Игровая;
• Коммуникативная;
• Познавательно-исследовательская;
• Двигательная;
• Музыкальная;
Оборудование:
1. Картинки с изображением растений (Дуб, рябина, берёза, осина, липа, яблоня, сирень, акация, шиповник, орешник, малина, крыжовник, калина, крапива, подорожник, одуванчик, клевер, лопух, ромашка и т. д.).
2. Модели: дерево, куст, травянистое растение (в рисунках).
3. Модели дерева, куста, травянистого растения в частях -корень, ствол, листья, цветы. (Береза, сирень, одуванчик) для игры «Собери растение».
4. Картина «Лес»
5. 2 стакана (1 большой, 1 маленький с землёй) палочка, модель корня, баночка с подкрашенной водой, марлевая верёвочка на каждого ребёнка, клеёнки, салфетки.
6. Коллекция разных семян и семена на картинках.
7. Фонограмма «Чудесный лес».
8. Экоша и червяк.
9. Загадки на листочках.
План занятия:
1. Загадывание загадок. Знакомство с «царством» растений.
2. Подвижная игра «Дерево, трава, кустарник».
3. Дидактическое упражнение «Собери растение».
4. Работа в лаборатории. Опыты.
5. Дидактическая игра: «Хорошо – плохо».
6. Игра с карточками «Для чего нужны деревья?».
7. Проблемная ситуация «Зачем нужны червячки».
8. Мотивация на дальнейшую деятельность.
Ход занятия:
1. Вы любите путешествовать, ребята? Тогда приглашаю вас в царство. … Хотите знать в какое? Тогда слушайте. (Звучит фонограмма «Чудесный лес»).
В этом царстве жили - были берёза, сосна, сирень, крапива, смородина и много других таких же жителей. (Рассматривание картины).
Что же это за царство - узнали? (Растения) а жители этого царства живые? (Да)
Почему? (Они дышат, размножаются, растут, питаются).
В царстве растений было три государства. А кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете три загадки. (написаны на листочках)
Загадка 1: Его посадили
Оно и стоит
Ворона на нём
Ночью тёмною спит
И птичка, и белочка селятся.
Растёт и качается (деревце)
Как вы узнали, что это дерево? Какие вы ещё знаете деревья? (Дуб, рябина, берёза, осина, липа, яблоня и т. д.) Найдите у себя на столе модель дерева, покажите, положите её перед собой.
Послушайте, кто жил во втором государстве.
Загадка 2:
К – Как отличить нас? Очень просто!
У – У дерева ствол выше ростом.
С – Стволов же больше – у меня.
Т – Так как же называюсь я? (куст)
Никак не могу понять я:
Похожие кусты, как братья.
А ягоды у них разные -
чёрные, белые, красные.
Смородина - это что? (кустарник)
Какие вы знаете ещё кустарники? (Сирень, акация, шиповник, орешник, малина, крыжовник, калина). Найдите модель кустарника и положите рядом с моделью дерева.
Чем кустарник отличается от дерева? (У дерева один ствол, а у куста несколько).
Кто же является жителями третьего государства?
Загадка 3: Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда.
(Трава)
Какие травянистые растения вы знаете? (Крапива, подорожник, одуванчик, клевер, лопух, ромашка и т. д.) Найдите на столе модель травянистых растений и положите рядом с другими моделями. (Приложение №1)
Чем они отличаются от дерева и кустарника? (Травянистые растения низкорослые, деревья и кустарники покрыты корой, а у травянистых растений нет коры. Поэтому травка увядает осенью, а деревья и кусты не погибают, они засыпают на зиму).
Вот мы и познакомились с жителями царства растений.
2. А сейчас представьте, что вы жители этого царства – деревья, кустарники, травы. Я буду называть растение, если оно относится к деревьям, то вы поднимаете руки вверх; если это кустарник – вы вытягиваете руки вперёд, а если это травянистое растение - приседаете.
П/игра «Дерево, трава, кустарник».
(Рябина, василек, малина, дуб, тополь, подорожник, шиповник, жасмин, астра, береза, сирень, подсолнух, смородина, клен, пион).
Восп. : Теперь вы снова ребятишки: девчонки и мальчишки. Продолжим наше путешествие. В этом царстве деревья, кусты, травы такие разные, но имеют что-то общее. Что же это может быть? На этот вопрос вы сможете ответить, если соберёте растение. (Делю детей на команды).
3. Д/У «Собери растение» (3 команды собирают растения из частей : корень, стебель, листья, цветы. 1- собирает травянистое растение из предложенных частей 2 - кустарник, имея и стебель, и ствол, 3 – собирает дерево, выбирая те части, которые соответствуют ему.
1 команда. Какое растение собрала? (Травянистое). А как называется это травянистое растение? (Одуванчик)
2 команда. Какое растение собрала? (Кустарник). Как называется кустарник? (Сирень).
3 команда. Какое растение собрала? (Дерево). Как называется это дерево? (Берёза).
Внимательно посмотрите на растения и скажите, чем они похожи? (Есть корень, стебель, листья, цветы). Чем отличаются? (стеблем)
Для чего растениям нужен корень и стебель? (ответы детей)
Восп. : Да, возможно вы и правы. А вот если бы мы оказались с вами в лаборатории…Вы знаете что это такое? Кто бы мог нам помочь? (дети вспоминают про Экошу и обращаются к нему за помощью по телефону).
4. Работа в лаборатории
Опыт№1. У детей по 2 стаканчика: большой (пустой) и маленький с землёй, и палочка, имитирующее дерево без корней. Дети ставят палочку на стол, она падает. Чего не хватает деревцу? (Корней). Дети вставляют палочку в модель корня, ставят на стол. Палочка стоит неровно. Как её выровнять? (посадить деревце в землю.) (дети опускают модель корня в большой стакан) Где будут находиться корни? (в земле). Возьмите маленький стаканчик с землёй и присыпьте корни. Посмотрите, палочка падает? (Нет). Почему?
Какой следует сделать вывод? Вывод: Корни помогают растениям удержаться в земле.
А сейчас мы узнаем, для чего нужен стебель.
Опыт№2. У детей баночка с подкрашенной водой и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают верёвочку в банку с подкрашенной водой до конца корня, и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Корень впитывает воду, и она по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.
А теперь, ребята, подойдите к панно (подходят).
Царство растений - это огромный дом. А знаете ли вы, как надо вести себя в этом доме, чтобы не навредить растениям? Проверим это в игре.
5. Дидактическая игра: «Хорошо – плохо».
«Хорошо»- хлопают в ладоши, «Плохо» - топают ногами.
- беречь природу
- вырубать деревья
- стряхивать снег с деревьев и кустов
- подсыпать стволы деревьев снегом
- ломать ветви
- белить стволы
- топтать и рвать с корнем травы
- поливать растения
- сажать деревья
- лазать на деревья
Без чего не могут растения жить? (дети называют потребности растений и находят соответствующие модели-солнце, вода, почва).
6. Игра с карточками «Кому нужны деревья?»
Дети мы сегодня так много говорим о растениях, узнаем что-то новое, а скажите зачем они нужны и кому? (ответы детей).
Я предлагаю ответить на этот вопрос карточками с картинкой. (если время позволяет, дети показывают и рассказывают ситуацию, если время нет, выбирают карточки и возвращаемся к этому разговору позже.)
7. Проблемная ситуация «Зачем нужны червячки»
Воспит. : Ой, ой, кто это меня щекотит? Посмотрите ребята кто это? (червяк). Ребята, а вы знаете, что я понимаю язык червяков, хотите узнать зачем он к нам пришел?
Бедный, несчастный червячок. Он говорит, что у него нет друзей и поэтому ему очень грустно. Ребята, а вы знаете где живут червяки (в земле). А они полезные (Ответы детей). Правильно они живут в земле, делают в ней свои ходы, тем самым рыхлят ее и помогают корням растений лучше расти. (Дети садят червяка на модель почвы, проделывая дырочку).
Восп. : Посмотри сколько у тебя друзей в лесу.
8. Мотивация на дальнейшую деятельность.
А нам пора возвращаться в детский сад. Но мы совсем забыли про Экошу, где же он?
Дети находят его с коллекцией семян, и с альбомом, о котором Экоша обещает рассказать в следующий раз.