Оксана Паламарчук
Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: У кормушки».
Программное содержание:
Учить слышать и правильно произносить звуки.
учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями (красногрудая, желтогрудая, серогрудая и белогрудая).
Закрепить в речи названия зимующих птиц, формировать представления о среде их обитания.
Отгадывать загадки – рифмовки.
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Публикация «Конспект НОД в средней группе по образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
Оборудование: фигурки из картона или зало минированные картинки «Зимующие птицы», пособие картинка или макет готовый «Кормушка», 4 одинаковых мешочка из тонкой ткани, разные семечки (тыквенные семечки, подсолнечные семечки, пшено, крупа, поднос, рисунки следов птиц).
Ход занятия
1. Стайка.
На мольберте выставить вырезанные из картона или зало минированные изображения зимующих птиц.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята к нам в группу прилетели птицы, встаньте перед мольбертом и, глядя на птиц, перечислите, каких зимующих птиц вы знаете.
Воспитатель: Почему эти птицы называются зимующими? (Когда дети назовут знакомых, зимующих птиц, предложить изобразить птичью стайку - взмахнув крылышками, полететь на свои места). Ребята, а какую именно птичку вы сейчас изображали?
2. Корм для птиц.
Воспитатель: Ребята а, как вы помогаете птицам зимой? А Что мы с вами повесили на дереве на своём участке? Какой корм кладут в кормушку для птиц?
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам покажу, какие бывают разные виды корма для птиц: семена и зерна разных растений. (Положить на стол два одинаковых тряпочных мешочка из тонкой ткани, в одном из них находятся тыквенные семечки, а в другом - подсолнечные. Откройте мешочки и покажите детям их содержимое). У подсолнуха семена черные и мелкие, а у тыквы, наоборот, белые и крупные. (Завязать вновь мешочки и дайте детям их потрогать). (Предложить детям еще два таких же мешочка, в один из которых насыпано пшено, а в другой - рис). Вот это пшенная и рисовая крупа. (Рассмотреть и описать) : зернышки у пшена мелкие и желтые, а у риса крупнее и белого цвета. (Завязать мешочки и дать детям их пощупать. Затем положите все мешочки на поднос).
Воспитатель: Ребята определите на ощупь, где какой корм находится. А теперь опишите корм, какого он размера, а также постараться припомнить его цвет. (Когда дети определили на ощупь, какой цвет, размер. После этого детей приглашаю к столу, где приготовлена картинка или макет кормушки).
Предъявить детям картинку «Кормушка».
Воспитатель: Сейчас я вам покажу, имитирующее действие, как насыпать семечки или зё рнышки в кормушку: смотрите, собираем пальцы правой руки в щепоть и подушечкой большого пальца массируйте подушечки остальных пальцев. А теперь я попрошу вас, чтобы вы насыпали семечки или зернышки в кормушку. А какие именно семечки или зернышки вы насыпали в кормушку?
Воспитатель: Давайте с вами сделаем пальчиковое упражнение «Птичка».
Птички прилетели,
Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
крыльями махали
Сели. Посидели
Кисти рук соединили в замок.
и дальше полетели.
Воспитатель: Ребята пока мы с вами делали пальчиковое упражнение к кормушке слетелись птички.
3. Птички прилетели.
Воспитатель: Я вам хочу предложить отгадать, какие птички прилетели к кормушке. Для этого я вам загадаю загадки про зимующих птиц:
В серой шубке перьевой. Черная шапочка
И в морозы он герой., И полоска шарфика
Назови его скорей! У желтогрудой птички
Кто там скачет?.
(Воробей). По имени. (синичка).
Эти птицы рядом с нами — Эта птица так болтлива,
Мы зовем их сизарями, Воровата, суетлива,
И зимой в мороз и голод Стрекотунья, белобока,
Не покинет город. (голубь). А зовут ее. (сорока).
Сама вся сероватая. Выпал снег, метут метели,
Походка мешковатая, А к нам гости прилетели.
Важная персона — На рябину посмотри —
Зовут ее. (ворона). Там расселись. (снегири).
(Когда дети будут отгадывать загадки, класть на пособии «Кормушка» фигурки названных птиц).
Воспитатель: Ребята теперь внимательно посмотрите на птичек, прилетевших в кормушку, и опишите одну из них, (опираясь на вопросный план). Ребята, отвечать на вопросы надо полными ответами, а для этого надо внимательно слушать вопрос.
Воспитатель: Как называется птица?
Воспитатель: Какого она размера? (Большая - ворона, сорока, средняя - голубь или маленькая - воробей, синица и снегирь.)
Воспитатель: Какого цвета у птицы грудка? Грудка у птички красная, значит, птичка красногрудая. (Подскажите ребенку сложные слова - красногрудая, желтогрудая, серогрудая и белогрудая.)
Воспитатель: Какой длины у нее хвост? Хвост у птички длинный, значит, птичка длиннохвостая. (Подскажите ребенку сложные слова - длиннохвостая, короткохвостая.)
Воспитатель: Как птичка голос подает? (Помогите ребенку образовать глаголы от звукоподражаний: воробей «чирик-чирик» - чирикает, ворона «кар-кар» - каркает, голубь «гу-гу» - воркует, сорока «тр-тр» - стрекочет, синица и снегирь «цинь-цинь» - свистят).
Воспитатель: Какой корм птичка клюет? (Синица - сало, снегирь - ягоды, остальные птицы - семена и крупу).
4. Следы на снегу.
Воспитатель: Ребята посмотрите, как много птиц слетелось к кормушке. Давайте сосчитаем, сколько их обедает в кормушке? Птицы все летят и летят. Всем им уже не поместиться в кормушке. Кто это скачет по снегу около кормушки?
Скачет, скачет воробей,
Просит маленьких детей:
«Дайте крошек воробью —
Я вам песенку спою».
Одновременно с чтением стихотворения показать пальчиковое упражнение: два пальца - средний и указательный - «скачут» по столу, изображая движения воробья.
Воспитатель: И так ребята, воробей - маленькая птичка и лапки у него маленькие, поэтому следы на снегу остаются тоже маленькие - вот такие. Покажите малышам воробьиные следы, Продолжите рассказ:
А вот
Ходит голубь по дорожке —
У него замерзли ножки.
Одновременно с чтением рифмовки показать пальчиковое упражнение: два пальца - средний и указательный - «идут» по столу мелкими шажками, изображая, как ходит голубь. Ребята, а голубь больше воробья, поэтому и следы у него больше. (Показать голубиные следы, потом для сравнения - воробьиные следы).
Воспитатель: А чем еще голубиные следы отличаются от воробьиных? (Голубь идет, а не скачет, поэтому его следы расположены иначе, не по два рядом, а поочередно—один за другим).
Продолжить рассказ:
Воспитатель: А рядом ворона шагает - лапой снег загребает.
Одновременно с чтением показать пальчиковое упражнение: два пальца - среднийи указательный - не спеша, вперевалочку «идут» по столу широкими шагами, изображая движения вороны. (Показать детям вороньи следы, и для сравнения, голубиные следы).
Воспитатель: Чем вороньи следы отличаются от голубиных? (Величиной - у голубя следы меньше, а у вороны - больше.) Ребята, посмотрите еще раз, где проскакал воробушек, а где прошли голубь и ворона, (Если дети заинтересуются, как передвигаются по земле другие зимующие птицы, то скажите им, что сорока, снегирь и синица - так же, как воробей скачут на двух лапках.)
5. Стайка, полетай-ка!
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам хочу предложить, чтобы вы изобразили стайку веселых, дружных снегирей, которые налетели на рябину и клюют с нее ягоды. Для этого надо встать вместе - стайкой, выполнять ваши команды и копировать движения.
При словах: «Стайка, полетай-ка!» - дети стайкой бегут за педагогом по комнате и размахивают руками, как крыльями. По команде: «Стайка, приседай-ка!» - дети приседают. При словах: «Стайка, ягодки поклюй!», дети стучат указательными пальцами по полу, изображая, как птички клюют ягоды. В конце игры: «Склевали снегири всю рябину, нет больше ягод. Стайка, стайка, отдыхай-ка!»- и укажите детям на стульчики.
6. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.