Татьяна Федоровна Афонина
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в пустыню»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений о природных зонах России.
Задачи:
- Познакомить детей с природной зоной пустынь России;
- Формировать занятия о климатических условиях зоны пустыни, характерных растениях и животных;
- Обратить внимание на приспособленность растений и животных;
- Показать разнообразие и краску природы нашей страны.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в пустыню“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пустыня
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Словарная работа: Природная зона, мираж, оазис, саксаул, джузгун, тушканчик, варан, тарантул.
Оборудование: Глобус, карта природных зон России, презентация «Пустыня».
Ход
Воспитатель:
Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие на юг нашей страны, где очень жарко.
Посмотрите на глобусе, где находится это место. А теперь найдите на карте зону пустынь. Она находится к югу от степной зоны и занимает весьма небольшую территорию юга России. Эта зона расположена в рубежах Прикаспийской низменности – это низовье реки Волги (юг Астраханской области) и на востоке Кон. Обозначена пустыня на карте желто – оранжевым цветом, почему?
(показ слайда)
Правильно, дети, потому что здесь все покрыто песком. Лето здесь невероятно жаркое до + 50, почва прогревается до 70, а ночью холодно, температура опускается до 0 так как песок и глина быстро остывают. Дождей в пустыне очень мало, дуют сильные ветры суховеи. Воздух наполняется летящим песком, начинается песочная буря.
(показ слайда)
Зимы холодные, практически бесснежные. На весну приходится годовой максимум осадков.
(показ слайда)
Ребята отгадайте загадку. О ком идет речь?
Сколько важности в походке
По пустыне – сковородке
По колючкам босиком
Кто идет с горбом – мешком?
Что вы знаете о верблюде?
Его называют кораблем пустыни. У нас живут двугорбые верблюды, могут поднимать груз до 500 килограмм, 3 – 4 дня обходятся без воды и пищи, зато потом выпивают сразу 5 – 6 ведер воды. Ноги у верблюдов с перепонками. Для чего?
Правильно, чтобы не проваливаться в песок. Губы, язык, небо покрыто толстой кожей, поэтому он может питаться колючками.
Давайте по пустыне отправимся в путешествие на верблюдах.
Что нужно взять с собой в путешествие?
Да ребята, очень важно взять воду.
А как нужно одеться?
Правильно, тепло и голова должна быть защищена от палящего солнца.
Особенности климатических условий наложил отпечаток на своеобразный растительный мир.
Если нет дождей, мало влаги, очень жарко, то что можно сказать об особенностях растений пустыни.
Правильно, корни у растений пустыни очень длинные, чтобы доставать влагу из глубины, а листья превращены в колючки, чтобы влага не испарялась.
(показ слайда)
Ребята, посмотрите на колючее растение, его едят верблюды. Оно так и называется верблюжья колючка, самое распространенное растение пустыни, его корень достигает длины 20 метров.
(показ слайда)
А это самые замечательные кустарники пустыни джузгун. Выглядит он совершенно безлистным. Но листья у него есть – очень мелкие, незаметные.
(показ слайда)
Встречаются в пустыне такие замечательные растения как «Лес без тени», так часто говорят про заросли саксаул, но тень все же есть. Нельзя его пилить и рубить топором – слишком хрупок. Гораздо проще саксаул ломать. Саксаул -лучшее древесное топливо в мире. Высота растений 4 – 5 метров, листьев у него нет, от них остались лишь чешуйки. Саксаулы имеют огромное значение для пустыни. С одной стороны они являются активным закрепителем песков, с другой – лучшим топливом в условиях безлесной пустыни.
(показ слайда)
Ребята, а что это там показалось вдали?
Да большое озеро, а вокруг растут деревья. Это оазис они встречаются в пустыне и природными, искусственными.
Давайте здесь устроим отдых.
Физическая минутка.
Ребята, а встретили ли вы животных в пустыне?
Воспитатель: На первый взгляд пустыня лишена животных, им негде прятаться, очень мало воды и еды. Но животные все же есть. Когда спадает жара, ночью появляется влага, значит, животные ведут ночной образ жизни, они быстро передвигаются и «окрас» имеют под песок.
(показ слайда)
Воспитатель: Посмотрите, какое интересное животное. Лапки как у кенгуру, тельце как у мышки, уши как у осла, хвост как у льва – это тушканчик. А зачем тушканчику такой хвост?
Он у него втрое длиннее тела. Сразу понятно, что он ему очень нужен. Сидит тушканчик на задних лапах, в передних держит веточку и обгладывает, а на хвост упирается он у него как подпорка и толкач, помогает оттолкнуться от песка при прыжке, а еще при прыжках помогает сохранять равновесие – балансир. На кончике хвоста есть у тушканчика белая кисточка, для обмана врагов.
(показ слайда)
Воспитатель: в пустыне водится большое количество черепах, змей, ящериц.
(показ слайда)
Ядовитые змеи пользуются ядом для охоты. Яд некоторых змей может убить человека. Неядовитые змеи заглатывают добычу целиком, заранее ее душат.
(показ слайда)
Исконный обитатели пустынных земель – пауки. Этот паук имеет 8 глаз и 8 ног. На охоту они выходят ночью. Руками его лучше не трогать, укусить может. Зовут этого паука тарантул.
(показ слайда)
Очень жарко, ребята, слышите, позвякивает колокольчик на шее верблюда. Смотрите на горизонте сказочный город с дворцами и башнями. Что это за видение?
Это мираж.
(показ слайда)
Ребята, а чем занимаются люди в пустыне? Выращивают арбузы, дыни, виноград, разводят овец и коз.
(показ слайда)
На этом наше путешествие в зону пустынь закончилось.
Что нового и интересного вы сегодня узнали?