Наталья Жукова
Конспект НОД в подготовительной группе «Волшебный завиток хохломы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
Образовательная область: «Художественное творчество»
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Цель:
1. Развитие интереса и познавательной мотивации, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым.
2. Закрепление умений выполнять декоративные узоры хохломской росписи.
3. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками, саморегуляции собственной деятельности.
Планируемые результаты:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Волшебный завиток хохломы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
1. Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено общение и взаимодействие ребенка с взрослым.
2. Знает характерные особенности узоров хохломской росписи; выполняет роспись посуды по образцу в стиле мастеров Хохломы.
3. Общение и взаимодействие ребенка с взрослым и со сверстниками, самооценка собственной деятельности
Задачи:
1. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком (ватной палочкой); выполнять узор в определенной последовательности.
Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи.
2. Развивать творческое воображение;
3. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за сою страну и уважение к труду народных мастеров.
4. Активизировать речь словами: криуль, завиток, травка, ягодки, осочки.
Предварительная работа:
Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.
Рассматривание наглядно - дидактического пособия «Хохлома», изделий.
Рисование элементов хохломского узора.
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Демонстрационный материал: хохломские изделия на хохломском столике, видеопрезентация «Хохлома».
Раздаточный материал: заготовки-шаблоны хохломской посуды, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки.
Ход НОД
Вводная часть
Выставка посуды с хохломской росписью и слайды с их изображением. Рассмотреть их. Выделить элементы узора и дать им название – «травка», «реснички», «усики», «завиток».
(Дети сидят на стульях полукругом, в центре столик с хохломскими изделиями)
Воспитатель: Ребята, каждый день мы пользуемся посудой, а знаете ли вы, как она появилась?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачерпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Так появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую посуду, которой мы пользуемся сейчас. Конечно же, с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера.
(Педагог обращает внимание детей на стол с хохломскими изделиями)
Посмотрите!
Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Вы, конечно же, узнали – это Хохлома
Основная часть
Воспитатель: Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?
Все эти предметы делали в Семенове и других селах Нижегородской области. Близ Нижнего Новгорода раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная необычными узорами в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.
Сейчас, мы с вами посмотрим процесс производства хохломских изделий.
Видеопрезентация «Хохлома» (с комментариями воспитателя)
Физкультминутка.
Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)
Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)
Головой качала, в стороны качала (Наклоны головы)
Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)
Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)
Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)
-Ну вот мы и мастера и мастерицы. Давайте пройдём на свои места.
Воспитатель: А еще я вам хочу рассказать сказку о Хохломе, садитесь удобнее, слушайте внимательно и смотрите
(педагог сопровождает свой рассказ показом изображения элементов росписи на шаблоне) :
Воспитатель: Жил-был давным-давно мужичок, мастер деревянную посуду делать. Вот как-то раз и решил на базаре сбыть выработанную продукцию. Пол дня на базаре провели все без толку развернулся в обратную дорогу, доехал до опушки и остановился – стыдно домой с пустыми руками возвращаться. Прилёг на травку, а солнечный Лучик поиграть с ним задумал: бочек припекает, в глазок заглядывает, а мужик хмурый как тень. Спрашивает его Лучик, чего он такой не живой, прям как горшки его. Поведал мужик беду свою, что не продал ничего, а дома его детки с гостинцами ждут. Жалко Лучику стало мужика, и решил он ему помочь: «Вот держи мой лучик золотой, вижу, что не бездельник. Так посмотри по сторонам и лучику моему применение найди». Посмотрел, подумал мужик взял горшочек и лучиком дорожку кривую на нем нарисовал (криуль) и травинки да веточки золотые.
(Педагог на заготовке наносит желтой гуашью криуль – главную ветвь и веточки)
Воспитатель: Так увлекся мужичок, расписывая горшки, что не заметил, как солнышко садиться стало, и Лучик в его руках покраснел и добавил он тогда красных травинок и ягодок.
(Педагог добa вляет красной гуашью растительные элементы: травинки и ягодки)
Воспитатель: Покатилась росинка по зеленой травинке, подхватил её мужичок и набросал зеленые завитки и капельки у себя на посуде.
( Педагог добавляет зеленой гуашью характерные элементы: завитки и капельки)
Воспитатель: Совсем стемнело на опушке – все стало черным казаться и Лучик тоже. Тогда взмахнул он им и нанес последние мазки – осочки, да точки.
( Педагог добавляет черные элементы гуашью: осочки и точки)
Воспитатель: И заснул он утомленный, а утром просыпается, диву дается: «Какая красота!» Замерла на его посуде красота растительная; травки, листочки, завитки, ягодки да капельки. И сияет так будто золотое – это Лучик красу свою подарил. Поехал тогда мужичок опять на базар и когда у него спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: «Из Хохломы». Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Воспитатель: Понравилась вам сказка моя? (ответы детей)
Давайте пройдём на свои места и попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши заготовки, что лежат у вас на столах.
Практическая, самостоятельная деятельность детей.
Дети садятся за столы, на которых заранее приготовлены кисти, гуашь, бумажные шаблоны посуды, вода в баночках, салфетки. Каждый ребенок придумывает свой узор, используя ранее показанные элементы хохломской росписи, и украшает им свой шаблон. Педагог наблюдает и оказывает помощь детям, которые затрудняются. В конце занятия организовать выставку готовых работ и рассмотреть узоры.
Заключительная часть
Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.