Лёвина Надежда Андреевна
Конспект НОД в подготовительной группе «В мире камня»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе " В мире камня".
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. Познакомить детей, что такое сказ, закрепить профессию геолог.
Задачи:
Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность (использование нетрадиционной техники рисования на камнях).
Темочки:
Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов, обогащать словарный запас детей к объектам неживой природы, аккуратность в работе.
Ожидаемые результаты: С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях, добиваться полного ответа детей.
Материалы: сундучок ощущений,наборы камней,мел, деревянные палочки, деревянный брусок, кусочки пластилина, емкость с водой, молоток и гвоздь, подарки (угощение для детей) и сюрпризы (камни, глобус, картины с изображением гор.
Ход НОД:
Воспитатель: Организационный момент: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!
Воспитатель: Ребята послушайте загадку?
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Тяжелый, большой – одному не поднять,
А может быть легким – в ладошке лежать.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?»
Дети:- Это камень.
Воспитатель:Правильно это камень.
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о камнях. Я думаю, что вы узнаете кое-что интересное о них.
-Скажите, а где живут камни?
Дети: Ответы детей: (В море, в речке, в горах)
Воспитатель:Больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней.
-А в группе мы можем увидеть где-то горы?
Дети:На карте, на глобусе (рассматривание глобуса, фотографий гор) -
Воспитатель:Правильно. Давайте рассмотрим глобус и фотографии гор.
Почему глобус раскрашен разными цветами?
Дети: Ответы как они думают. (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).
Воспитатель: Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы). -
Воспитатель: Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ). - Молодцы, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы.
Воспитатель:Беседа с детьми (Ребята, горы всегда притягивали к себе людей своей величественной силой, своей необычайной красотой, своими богатствами. А как называют профессию людей, которые исследуют горы? (ГЕОЛОГИ). Геологи - это люди, которые извлекают богатства гор на поверхность. Все эти богатства лежат очень глубоко, в земной коре. Земная кора – это кладовая, где находятся минералы, камни, металлы. - С древних времен люди верили, что камни обладают удивительными, волшебными свойствами. Одни из них обладают целительной силой и могут помочь при лечении некоторых болезней. Это камни-врачи, лекари (показать бусы на себе из горного хрусталя). Другие камни оберегают людей от беды, их называют камни-талисманы, камни-обереги, от слова «оберегать». Третьи – словно в чудесную кладовую собирают в себя энергию, а затем отдают ее своему владельцу. Люди заметили еще одно свойство камней. Пользу они приносят лишь чистым, добрым людям, способным понять природу. Камни, добытые нечестным путем, или если они попали в руки к злому, жадному человеку, не приносят счастья.
Физ. минутка. Из камней построен дом,
(движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдем.
(руки над головой в форме «крыши»)
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Домик прочный из камней,
(руки над головой в форме «крыши»)
Для друзей всегда открыт!
(руки в стороны ладонями вперед).
Воспитатель: Вспомните дети произведения которые мы читали о камнях. ("О чем шептались камешки" Рыжков, (Небольшой пересказ по по сказке)мы с вами познакомились со сказками известного сказителя Павла Бажова, который писал сказы об Уральских горах. Что же такое сказ? Это жанр литературного произведения, в котором и волшебство, и быль. Герои сказов- обыкновенные люди. «Серебряное копытце», и «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок». По легендам в горах есть своя хозяйка. Она живет в горах, охраняет горы и бережет богатства гор. (ГОЛОС ЗА дверью)
Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Я живу среди гор, среди камней. Некоторые мои камни под силой ветра и дождя попадают в реки и моря. А вот сможете ли вы назвать мне самые главные свойства камней?
Воспитатель:Конечно можем, хозяйка медной горы, ты посиди отдохни после долгого пути. Ну что, ребята, вы готовы? Тогда я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию. Вы будете исследователями. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием. Итак, исследовать мы с вами будем камни. Скажите мне а камни это живая или не живая природа? Ответы детей. А камни перед вами- разные - речные и морские. Потрогайте камни на ощупь, какие они? Почему они такие? Постарайтесь их различить: морские положите на один поднос, речные- на другой. А чем они отличаются? (Морские камни гладкие, такими их сделали морские волны. Камни в море бьются друг о друга, их края обтачиваются и они становятся гладкими) А речные камни шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. А почему? В реке нет волн, реки текут спокойно. А теперь мы будем проводить различные эксперименты и опыты с нашими камнями и предметами, будем их сравнивать.
1 опыт. Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Значит, он прозрачный или нет? НЕПРОЗРАЧНЫЙ.
2 опыт. Возьмите камень в одну руку, а пластилин в другую и сожмите крепко. Изменил ли камень форму? А пластилин? А почему (камень ТВЕРДЫЙ) а пластилин мягкий и пластичный. Ребята а как Вы думаете камень тверже дерева? Давайте с Вами проверим: У меня есть молоток, гвоздя, деревянный кубик и камень. Сейчас мы попробуем вбить гвоздь в деревянный брусок, что произошло с гвоздем? А с деревянным кубиком? Молодцы. Теперь мы попробуем вбить гвоздь в камень, что происходит с гвоздем и с камнем? Гвоздь гнется, и мы не можем его вбить в камень. Значит камень тверже дерева.
3 опыт. Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. значит, он какой?- ПРОЧНЫЙ.
4 опыт. А как камень и деревянный кубик будут вести себя в воде? Перед Вами тазик с водой?Попробуем опустить деревянный кубик в воду. Чтос ним произойдет? (деревянный кубик плавает). Давайте осторожно опустим камень в воду что произошло? (камень тонет). Он тяжелый, тяжелее воды. ТЯЖЁЛЫЙ.
5 опыт. Определение температуры.
— Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?
Наша кожа может быстро определять температуру.
— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.
-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.
-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)
Вывод: камни имеют разную температуру.
— Как можно согреть холодный камень?
-Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.
Дыхательная гимнастика:Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.
Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)
Опыт № 6. Камни издают звуки.
-Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?
— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?
-Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.
— А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?
(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)
Вывод:камни могут издавать звуки.
— Молодцы!
Воспитатель:Ребята, чтобы закрепить свойства камней, я вам предлагаю поиграть в игру «Правильно- неправильно». Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы - определять, правильно или неправильно я сказала.
-Камень можно смять, как бумагу. (Нет)
-Камень тонет в воде. (Да)
-Камень прозрачный, как стекло. (Нет)
-Камень лёгкий, как вата. (Нет)
-Камень легко разбить, как стекло. (Нет)
-Камень можно растянуть, как резинку. (Нет)
-Из камня можно лепить, как из пластилина. (Нет)
-Поверхность морского камня гладкая, а речного камня- шершавая. (Да)
Хозяйка медной горы: Я – Хозяйка горы Медной принесла для Вас дары. Какие как вы думаете? (камни). Правильно – призываю всех мастеров взяться за дело и проявить свои таланты смело и умело!
Воспитатель: Мы отправляемся с вами в мастерскую природы, сейчас мы с вами будем расписывать камни. Спросите вы, где их взять? Будем сами рисовать! Хочешь стать волшебником, Но не знаешь, как? Ты меня послушай И сделай точно так! Возьми скорее камень. И кисточку с водой, Начнутся превращенья сейчас у нас с тобой. Всем говорю заранее: Нужны нам аккуратность и внимание. (Все объяснение идет с показом воспитателя и одновременными действиями детей) Ребята! Хоть и делали мы с вами Все одно и то же, Но рисунки получились Вовсе не похожиодинаковых камней! Воспитатель: Ты упорно потрудился – камень славный получился! Ты старался, что есть сил, вдохновенно мастерил!
Хозяйка медной горы. - Ребята, вы сегодня меня удивили! Вы такие молодцы. Правильно отвечали на вопросы, хорошо поработали в лаборатории, а как вы расписали камни как настоящие мастера. Заглянула к вам не зря! Ухожу в свои края! На прощание – подарки, Гор уральских камни ярки. Вот конфеты-самоцветы, Гор уральских всех приветы! А если вам захочется снова окунуться в удивительный мир камня – посмотрите Ваш мине музей " Удивительное в камне". А еще – почаще смотрите вокруг себя, и вы непременно встретите молчаливых жителей моего каменного царства.
(Обходит всех и из своего волшебного цветка угощает детей конфетами) Я – Хозяйка горы Медной Исчезаю незаметно… (Уходит)
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. В конце рефлексия. (анализ занятия) Задать детям вопросы?
В конце занятия все встают все в круг. Воспитатель задает вопросы и выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Ребята про что мы сегодня с вами говорили? Кто такие геологи?? Что показалось самым трудным? Какие задания вам больше всего понравились?. Ребята вы все молодцы! Хорошо работали.