НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА
Конспект занятия в подготовительной группе «Чудесная сила камня»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формировать основы естественно-научных и экологических понятий на примере изучения камня.
Образовательные задачи:
- дать детям в процессе экспериментирования реальное представление о различных свойствах камня (прочный, твердый, шероховатый и т. д.);
- учить давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- учить выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от гипотезы, если она не подтвердилась.
Развивающие задачи:
- обогащать память детей;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Чудесная сила камня“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
- активизировать мыслительные процессы (операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
- развивать речь, мелкую моторику рук;
- развивать сенсорное восприятие;
- развивать любопытство;
- развивать ориентировку в пространстве;
- развитие эмоциональной сферы детей (способности удивляться, сомневаться, радоваться полученным результатам)
Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность, ловкость;
- воспитывать интерес к деятельности;
- воспитывать у детей любознательность, наблюдательность, чувство коллективизма.
Предшествующая работа:
- создание коллекции камней;
- чтение «Сказки о полезных ископаемых», «Сказок минерального царства» (по Ф. Кривину, «Данило-мастер» (по мотивам сказок П. Бажова);
Ресурсное обеспечение мультимедийный проектор, экран, ноутбук, карта- план групповой комнаты с условным обозначениям места, где спрятано «месторождение» камня (на каждого ребёнка, «чудесные мешочки» (на каждого ребёнка, рюкзаки, оборудование для опытов с камнями : таблицы для занесения результатов исследования свойств камня (на каждого ребёнка, фломастеры, подносы, бумажные салфетки, миски, подносы, ёмкость с горячей водой, лёд, ножи с закруглёнными концами, молотки, пёрышки, ведро, коллекция камней и изделий из камня, предметные картинки с изображением изделий из камня, дерева, металла и стекла.
Оформление группы : Вдоль одной из боковых стен групповой комнаты установлен экран, мультимедийный проектор и компьютер, напротив - стулья для детей. В углу, на полках шкафа, размещена коллекция камней и декоративных изделий из камня. На столах размещены необходимые инструменты и материалы для проведения опытов с камнями. На стенах по периметру комнаты развешаны картинки с изображением изделий из камня, дерева, металла и стекла.
Ход деятельности:
1. Педагог приглашает детей в группу и предлагает послушать одну историю. Рассказ сопровождается демонстрацией
соответствующих слайдов на экране.
Возле леса на опушке,
Где могучий дуб растёт,
Жили три весёлых братца Без печали и забот.
Лето, осень пролетели.
Оглянуться не успели Как зима катит в глаза.
Братцы дружно тут решили:
«Нам без дома жить нельзя!»
Младший братец был ленив - Из соломы дом воздвиг.
Средний - труд не уважал
И из прутьев дом создал.
Старший братец ж всех умней Дом построил из камней.
Почему ж старший брат Хвалит дом свой всем подряд?
Чтоб ответ нам точный знать Всё о камне нужно знать.
2. Игра «Юные геологи».
Воспитатель: А вы хотите знать всё о камне?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда сейчас я превращу вас в геологов. Кто такие геологи? Дети: Это люди, которые профессионально занимаются поиском новых месторождений полезных ископаемых и их дальнейшим исследованием. Превращение детей в геологов, воспитатель вручает каждому рюкзак. Воспитатель: Явам раздаю карты - планы помещения нашей группы, на которой красными крестиками обозначены места, где спрятаны «месторождения камней». Каждый из вас получает свою карту и находит свой собственный камешек.
3. «Научная лаборатория».
Воспитатель:Сейчас мы, геологи, возьмем по камешку, который вы отыскали, и пойдем за столы, в нашу «научную лабораторию», будем, как настоящие геологи, их исследовать.
Дети рассаживаются за столами, на которых заранее приготовлено всё необходимое для опытов.
Воспитатель: Сели удобно, спинки прямые. Сейчас вы будете исследовать каждый свой камень. Результаты исследований нужно заносить в таблицу (образец таблицы в приложении 1).
Опыт 1. Воспитатель: Если мы аккуратно постучим молоточками по камню, что произойдёт? (ответы детей). Давайте проверим. Что произошло? Значит, камень какой? Хрупкий и легко раскалывается на части ила прочный, то есть, чтобы его разбить, нужно приложить много усилий? Отметьте в таблице галочкой.
Дети отмечают свойство камня в таблице цветными карандашами.
Опыт 2. Воспитатель: Опустите в чашку с водой сначала пёрышко. Что происходит? Оно тонет или нет? Почему? Оно плавает, значит, оно лёгкое. Достаём перышко, кладём на салфетку. Теперь опустите в воду камень. Что с ним происходит? Он тонет в воде, значит, он тяжёлый. Достаньте камень и промокните его салфеткой. Воду из чашек выливаем в ведёрко. (Обращает внимание детей на таблицу).Отметьте в нужной графе галочкой. Опыт 3. Воспитатель: А теперь наливаем в чашку горячую воду и опускаем в неё наш камешек. Немного ждём, затем аккуратно его достаём, промокаем салфеткой. Какой он стал - холодный или горячий? (Обращает внимание детей на таблицу).Отметьте в таблице в нужной графе галочкой. Опыт 4. Воспитатель: Для следующего нашего опыта я заранее вынесла камни на улицу. (Заносит камни, раздаёт каждому по одному). Какой камень на ощупь - холодный или горячий? Отметьте результат в таблице.
Опыт 6. Воспитатель. Ребята, что будет, если мы попытаемся разрезать камень ножом? У нас получится это сделать? Почему? Отметьте результат в таблице.
Воспитатель: Ребята, я тоже исследовала свой камень. Сейчас я расскажу о нем, используя таблицу. Мой камень прочный, так как его очень трудно разбить молотком, его температура зависит от температуры окружающей среды (нагревается в горячей воде (или под солнцем, остывает, если температура на улице низкая, тяжёлый (потому что тонет в воде). Составление рассказов детьми.
Воспитатель: А теперь, Володя, расскажи о своем камне. (Рассказ).Оля, расскажи. (Рассказ).
4. Чудесный мешочек :
(определяем камень по поверхности).
Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть (показывает «чудесные мешочки»). Это не простые мешочки, а волшебные, в них спрятано ещё одно интересное свойство камня (шероховатость). Определить его можно на ощупь. Дети выполняют задание.
5. «Каменных дел мастера».
Воспитатель берё т в руки красивый камень и читает стихотворение: «Камешек волшебный,
Помоги в пути,
Всех своих друзей
Помоги найти!»
Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки и найдите среди них те, на которых изображены изделия из камня.
Дети отыскивают и приносят нужные картинки.
6. «Завершающий момент» (анализ занятия).
Воспитатель: Вот мы и завершили наше исследование. Кем вам удалось сегодня побывать? Что показалось вам сегодня необычным? Самым интересным? Самым трудным? Самым простым? Благодарю за работу!