Екатерина Александровна Рахмаева
Конспект НОД с экспериментальной деятельностью «Дом для Гнома. Свойства ваты и камня»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Дом для Гнома»
Форма проведения НОД: организованная образовательная проблемная ситуация.
Цель: формировать представление детей о камне и вате, их свойствах и качествах.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, назначением. Учить сравнивать свойства камней и ваты, результат сравнения обозначить словами (тяжелый-лёгкая, твёрдый-мягкая).
Развивающие: развивать тактильные ощущения, мышление, речь, наблюдательность, интерес к неживой природе.
Публикация «Конспект НОД с экспериментальной деятельностью „Дом для Гнома, Свойства ваты и камня“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Поделки из ватных дисков, ватных палочек и ваты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к лесным жителям, вызвать желание приходить на помощь.
Активизация словаря: «шершавый», «твёрдый», «гладкий», «прочный» «мягкая», «лёгкая», «лаборатория».
Предварительная работа:
• Наблюдения на прогулках ( цель: формировать представление о камнях как части неживой природы.).
• дидактические игры на классификацию свойства предметов (работа по схемам, игра «Из чего это сделано», игра «Волшебный мешочек».
• Беседы с рассматриванием картинок ( цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами)
• Чтение сказки С. В. Михалков «Три поросенка».
Развивающая предметно-пространственная среда: мягкая игрушка «Солнышко», 2подноса, камни разного размера, цвета и фактуры; ёмкости с водой (на каждого ребенка); вата (палочка на каждого ребенка); фартуки, пластиковая бутылка (на каждого ребенка); спички, салфетки, мультимедиа-проектор, ПК, флешка, презентация.
Используемые технологии (методы) :
• ИКТ-технологии: компьютерная технология,
• здоровьесберегающие технологии: физминутка «По дорожке шли много камешек нашли…»
• Словесные, наглядные, практические, игровые методы.
• Поисково-исследовательские наблюдения: наблюдения и эксперименты.
• Проведение опытов (практических).
• Беседы.
• ТРИЗ
Список литературы:
• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперементы для дошкольников) О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина).
• Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003г.
Время занятия: 20 мин.
Формы организации: подгрупповая.
Возраст детей: 4-5 лет.
Ход НОД
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть
Создание мотивационного фона
2мин. -Ребята, посмотрите какое ласковое солнышко нас встречает!
- Ребята, я предлагаю вам сделать солнечный круг.
-Давайте ещё раз поздороваемся друг с другом, передавая при этом Солнышко со словами «Доброе утро, имя ребенка.
- Ребята, посмотрите, что это здесь лежит?
-Потрогайте, что же это может быть?
- Молодцы догадались - это камни и вата. А ещё какое-то письмо.
-Давайте откроем письмо и прочитаем.
-Слушайте внимательно!
-Ребята письмо от лесных жителей.
Дети заходят и заводят круг.
Дети передают друг-другу «солнышко» со словами доброе утро!
Предполагаемые ответы детей.
II.Совместная продуктивная деятельность
15мин
Открываем письмо, в нем текст:
«Жил-был в лесу Гном в старой шляпе. Но однажды подул сильный ветер и унёс шляпу. Остался гном без домика. Сидит он в лесу на пенёчке и тихонько плачет. В лесу спор мышки и волка из чего же построить новый дом Гному. Мышка посоветовала домик из ваты, чтобы он был мягким, светлым и уютным. А волк предложил для строительства камни, чтобы дом был надёжным и крепким.
-Поможем разобраться в споре?
-Ребята, я вам предлагаю стать учеными и отправиться в лабораторию для изучения свойств камня и ваты.
-Ребята, повернитесь и в ученых превратитесь.
-Теперь вы ученые, а я ваш руководитель.
-Ученые как правильно вести себя в лаборатории?
-Учёные, пожалуйста, оденьте специальную одежду и займите свои места.
-Учёные сначала рассмотрим камни.
Определение св-в камней.
-Какого цвета камни?
-А по размеру? Покажите самый большой камень, самый маленький.
-Возьмите камешек в руку.
Какой он теплый или холодный.
-Давайте согреем его. Подуйте на него теплым воздухом. (Вдох делаем через нос, а выдыхаем через рот)
Дыхательная гимнастика:
«Согреем камешек»
-Нагрелся. Значит камень может нагреваться, и держать тепло.
-Учёные камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камешек. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек.
-А вы знаете как образуются гладкие камни? Гладкие камни привезены с моря, морские волны то поднимают, то отпускают камешки-они бьются друг о друга, уголки их стачиваются и получается гладкий камешек.
- А теперь выберем шершавый, угловатый камешек. Покажите его. - Какой он?
-Учёные, возьмите камешки в обе руки и постучите друг об друга, что слышите?
-Давайте возьмем самые маленькие камешки и насыплем их в пластмассовую бутылочку, закроем крышкой и потрясём.
- На что похоже? У нас получилась погремушка её тоже можно подарить гному, чтобы не скучал.
- А теперь потрясите сильнее.
-Разбились камешки? Почему?
-Отложите в сторонку.
-А теперь предлагаю немного отдохнуть.
-Выходите ко мне.
Физ. минутка.
По дорожке шли, шли
Много камешков нашли.
Присели собрали
И дальше пошли
Вот налево мы пошли
Серых камешков нашли
Присели, собрали
И дальше пошли.
Вот на горку мы пришли
Белых камешков нашли
С собой принесли.
-Возвращаемся на свои рабочие места.
ОПЫТЫ: Сравнение свойств камней и ваты.
- Учёные, возьмите вату на ладошку, подуйте на неё, что произошло? Почему?
-А теперь возьмите камешек и подуйте на него, улетел он с ладошки, почему? Хорошо!
-Ученые, подвиньте к себе ёмкость с водой. Опустите в воду камешек, что произошло.
Почему?
- А теперь отпустите вату. Что видите? Почему?
-Камешек изменил свою форму?
- А вата?
- Молодцы!
- Учёные, положите в одну руку вату, а в другую камешек и сожмите их. Камешек сжимается? Почему? А вата сжимается? Почему?
- Попробуйте отщипнуть кусочек от камня и от ваты. Что видите?
Воспитатель напоминает детям о правилах безопасности со спичками.
- Учёные я сейчас попробую поджечь камешек и вату.
-Что скажите?
-Камешек загорелся?
А вата?
-Ученые, что можете сказать о камешке и вате?
-Ученые, обратите внимание на экран. Что можно построить из камней. (показ презентации)
Воспитатель просит детей рассказать о свойствах камней и свойствах ваты. Делаем вывод о материале, пригодном для строительства дома.
- Молодцы!
- А теперь все покрутились и в ребят превратились.
Дети слушают внимательно.
Ответы детей.
Дети называют правила, как вести в лаборатории.
Ответы детей.
Дети выполняют гимнастику.
Ответы детей.
Ответы детей (погремушка).
Дети выполняют движение по тексту
Дети садятся за столы
Ответы детей.
Дети отвечают и аргументируют свои ответы
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
3 мин. - Ребята, кто же был прав, когда предлагал материал для строительства дома гнома.
- Ребята, какой вам опыт понравился больше, а какой для вас вызвал затруднение.
-Я получила хорошее настроение от работы с настоящими учёными.
- Молодцы ребята!
-Ребята, я вам хочу подарить лупу для дальнейшей работы. Дети отвечают.