Наталья Ананьева
Конспект НОД в подготовительной группе «У нас в гостях Чипполино»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Развитие фонематического слуха – одна из главных задач обучения детей на логопедической группе. Хорошо развитый фонематический слух - важное условие для овладения правильной устной и письменной речью. Ставя перед собой задачу развития фонематического слуха, необходимо максимально заполнить речевую деятельность изучаемым звуком. Проводя регулярно такую работу, к концу второго года обучения на логопедической группе дети легко подбирают слова на заданный звук, определяют место звука в слове, отгадывают загадки, составляют предложения с заданным словом на изучаемый звук, составляют рассказы и сказки. Развитие фонематического слуха - это профилактика дислексии и дисграфии.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „У нас в гостях Чипполино“» размещена в разделах
Тема НОД: «У нас в гостях Чиполино (Звук Ч)»
Место НОД в изучении темы: плановое занятие по развитию фонематического слуха
Цель: развитие фонематического слуха
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие»
• Обогащать словарный запас детей.
• Активизировать употребление различных частей речи.
• Упражнять в образовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
• Упражнять в определении позиции звука в слове.
• Упражнять в подборе родственных слов.
• Обучать звуко-слоговому анализу слова.
• Развивать связную речь.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей
«Познавательное развитие»
• Расширять кругозор детей
• Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.
• Развивать фантазию и воображение дошкольников.
«Социально-коммуникативное развитие»
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
• Развивать умения выслушивать рассказы, мнения сверстников и взрослого.
• Воспитывать уверенность, активность дошкольников при выполнении заданий.
«Художественно-эстетическое развитие»
• Формировать эстетический вкус и навыки сервировки стола.
«Физическое развитие»
• Развивать координацию речи с движениями.
• Развивать общую и мелкую моторику.
Цель применения ИКТ в НОД:
• Активизация внимание дошкольников.
• Поддержание мотивационной готовности к изучению материала.
• Использование возможности самоконтроля правильности выполнения заданий.
Предварительная работа:
• Наблюдения за артикуляцией звуков перед зеркалом. Развитие навыков определения характерных особенностей звуков речи.
• Формирование навыков сервировки стола ежедневно (к завтраку, обеду, полднику и т. д.).
• Беседы с детьми, составление рассказов на различную тематику из личного опыта.
Планируемые результаты НОД:
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в общении. У ребенка хорошо развит фонематический слух: он уверенно подбирает слова с заданным звуком, определяет позицию звука в слове, подбирает родственные слова. Ребенок обладает развитым словестно-логическим мышлением, памятью. У ребенка развито воображение: он умеет составлять небольшие рассказы из личного опыта, опираясь на схему, мнемотаблицу. Ребенок способен учитывать интересы и чувства других сверстников и взрослых. У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои действия.
Предпосылки УУД:
• коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности;
• познавательные: умения ориентироваться по условным обозначениям (схеме, мнемотаблица);
• регулятивные: умения слушать взрослого и выполнять его инструкции, умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
• личностные: умение оценивать собственную деятельность и свои возможности.
Материал и оборудование: кукла Чиполино, волшебный сундучок, набор картинок, ноутбук, проектор, экран, ИКТ-презентация, набор чайной посуды, схема для составления рассказа (мнемотаблица).
Содержание НОД
Этап 1 Организационный (3 - 5 мин.)
Логопед показывает детям изображение (игрушку) сказочного героя Чиполино: Ребята, сегодня у нас в гостях сказочный герой. Он вам знаком?
Дети: Да. Это Чиполино
Логопед: Назовите, пожалуйста, первый звук в слове «Чиполино».
Дети: Звук «Ч»
Логопед: Ребята, Чиполино хочет всё узнать о звуке «Ч». Как ему помочь?
Дети: Мы ему поможем. Всё расскажем о звуке Ч
Логопед: Ребята, Чиполино принес с собой волшебный сундучок. Он откроется тогда, когда вы произнесёте «волшебные слова»: «Чок, чок, чок открывайся сундучок»
Дети произносят «волшебные слова»: «Чок, чок, чок открывайся сундучок»
Логопед: Ребята, в волшебном сундучке лежат картинки. Выберите понравившуюся вам картинку и назовите это слово «ласково»
Детям предложены картинки: собака, кошка, пуговица, сумка, санки, лиса, кувшин, утка, кольцо, майка, заяц.
Дети выбирают картинку, называют слово «ласково» (собачка, кошечка, пуговичка, сумочка и т. д.) и проходят на свои места столы.
Логопед: А вы заметили, что, называя картинки, вы произносили слова со звуком Ч?
Дети: Да.
Этап 2 Основной
Использование мультимедиа презентации (7 мин.)
Логопед: Ребята, что мы с вами знаем о звуке Ч?
Дети: Он согласный, всегда мягкий, глухой
Слайд 2
Логопед: Ребята, Чиполино предлагает вам посмотреть картинки, в названиях которых есть звук Ч.
Просмотр картинок на слайдах: грач, чайка, чайник, врач, кирпич, часы, часовщик, кисточка, скворечник, обруч и т. д.
Дети называют появившиеся изображения.
Слайд 3
Логопед: Ребята, назовите, пожалуйста, слова в которых Ч в конце слова.
Слайд 4
Дети выбирают и называют слова: кирпич, грач, обруч, врач.
Слайд 5
Логопед: Проверьте, правильно ли мы назвали слова.
Слайд 6
Логопед: Ребята, назовите, пожалуйста, слова в которых Ч в начале слова.
Слайд 7
Дети выбирают и называют слова: часы, часовщик, чайка, часовой, чайник.
Слайд 8
Логопед: Проверьте, правильно ли мы назвали слова.
(При необходимости логопед уточняет с детьми значение слова «часовой»: военнослужащий, стоящий на посту, на часах).
Слайд 9
Логопед: Ребята, назовите, пожалуйста, слова в которых Ч в середине слова.
Слайд 10
Дети выбирают и называют слова: часы, часовщик, чайка, часовой, чайник.
Слайд 11
Логопед: Проверьте, правильно ли мы назвали слова.
Слайд 12
Логопед: Ребята, еще раз посмотрите на картинки и выберите, пожалуйста, из этих слов родственные слова к слову «час».
Дети: Часы, часовщик, часовой.
Слайд 13
Логопед: Проверьте, правильно ли мы назвали слова.
Слайд 14
Логопед: Ребята, посмотрите на следующую картинку, Что это?
Дети: Обруч
Логопед: Разделите на слоги слово «обруч», расскажите, какие звуки живут в этом слове.
Дети выкладывают звуко-слоговую схему слова из полосок и квадратиков. Рассказывают, что слово обруч состоит из двух слогов, в нем пять звуков, дают характеристику каждого звука.
Слайд 15
Физкультминутка (3 – 5 мин)
Слайд 16
Логопед: Ребята, осталась ещё одна картинка. Что это?
Дети: Цепочка
Логопед: Да, это цепочка. Изобразите цепочку с помощью наших пальчиков.
Дети произносят слова и выполняют движения пальчиковой гимнастики:
«Пальчики перебираем
И цепочку получаем».
Логопед: А теперь выйдем в центр группы, встанем свободно и изобразим часы
«Тик-так, Тик-так
Все часы идут вот так!»
Дети выполняют наклоны в стороны, руки на пояс.
Логопед: А теперь мы станем прыгать, как мячики
«Девочки и мальчики
Прыгают как мячики»
Дети: выполняют прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед.
Игры с Чиполино (5 мин.)
Логопед: Ребята, мы совсем забыли про нашего гостя Чиполино. Что делают хозяева, когда к
ним приходят гости?
Дети: Гостей встречают, играют с ними, угощают.
Логопед: Давайте и мы с вами угостим нашего гостя чаем. Подойдите к столу. На подносе под салфеткой приготовлена посуда для чаепития. Попробуйте отгадать, какая там посуда?
Дети пробуют отгадать: заварочный чайник, чашки, чайные блюдца, чайные ложки, салфетки в салфетнице, конфетница, сахарница.
Салфетку убирают.
После того, как убрали салфетку, дети рассматривают предметы чайной посуды, называют те из
них, которые не были названы.
Логопед: Чиполино предлагает с вами поиграть. Поиграем в игру «Чего не стало».
Дети закрывают глаза, логопед незаметно убирает один предмет посуды, дети открывают глаза и называют предмет, который пропал.
Логопед: А теперь поиграем в игру «Что не так»
Дети закрывают глаза. Логопед помещает салфетки в заварочный чайник.
Дети определяют, что неправильно сделал взрослый
Дети: Салфетки должны лежать на столе.
Логопед перекладывает конфеты в чашки и т. д.
Дети: Конфеты должны лежать в конфетнице и т. д.
Составление рассказов из личного опыта с помощью мнемотаблицы (5 – 7 мин.)
Логопед от имени Чиполино: Ребята, когда к вам приходят гости, как вы их угощаете чаем? Расскажите, с кем вы пьёте чай, где вы пьёте чай, что вы ставите на стол.
Детям предлагается образец рассказа взрослого и план рассказа в виде мнемотаблицы.
Слайд 17 или мнемотаблица на листе формата А-3
Логопед: Послушайте, как я дома пью чай.
Я люблю пить чай со своей дочкой Танечкой. Мы пьём чай на кухне. Я ставлю на стол заварочный чайник, чашки с блюдцами, сахарницу и конфетницу. Кладу на блюдца чайные ложки. Мы любим пить чай с печеньем и конфетами.
Дети по желанию, опираясь на схематические изображения мнемотаблицы, составляют короткие рассказы.
Этап 3 Заключительный (3 – 5 мин.)
Логопед: Ребята, Чиполино очень доволен, что пришел в гости к вам. Теперь он всё знает о звуке Ч. Ему очень понравилось … (логопед озвучивает положительные моменты занятия, дает оценку деятельности детей от имени сказочного героя)
Логопед: И сегодня Чиполино принес угощение и предлагает вам вместе с ним попить чай.
Дети вместе с логопедом и воспитателями сервируют стол к чаепитию.
Пьют чай с угощением.