юлия косилова
Конспект занятия по экологии «Север крайний» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
закрепить представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и Тундры, его животном и растительном мире.
Задачи:
1. Развивать у детей любознательность, стремление изучать природу Земли, живых обитателей.
2. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к суровому северному краю.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о Севере и его обитателях.
2. Свободное общение: «Почему животные севера не могут жить в жарких странах?».
Публикация «Конспект занятия по экологии „Север крайний“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением природы, животных севера и тундры.
4. Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «След оленя»; Н. Сладков «Белая земля» (из книги «Разноцветная земля»); В. Есаулов «Арктическое чудо».
5. Дидактические игры: «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Отгадай животное».
6. Подготовить демонстрационный материал.
7. Продуктивная деятельность:
Лепка: «Животные севера»; рисование: «Растения тундры», «Кто живет на полюсе?».
• Раздаточный материал: лист бумаги, кисть, губка,
• Демонстрационный материал: глобус; фонограмма песен «Широка страна моя родная», «Где–то на белом свете»; картинки с изображением эскимоса, айсберга, белого медведя, моржа, тюленя, северного оленя; банка с водой, видео «Северное сияние»; картинки растений тундры.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под фонограмму песни «Широка страна моя родная». Присаживаются полукругом.
Воспитатель:
Здравствуйте, мои друзья! Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Землю населяют множество существ: люди, животные, растения, грибы, микроорганизмы. Все мы живем бок о бок в одном общем доме, связаны друг с другом прочными, хотя порой и невидимыми нитями. Поймав зверька, сломав веточку, сорвав цветок, человек может, сам того не желая, нанести природе вред, оборвать нить, связывающую живые существа на Земле. Жизнь можно обнаружить в любом, самом суровом, глухом уголке Земли! Послушайте стихотворение «Жизнь на Земле».
Ребенок:
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочка, птица, пчела на цветке,
Жизнь на Земле вы найдете повсюду –
В самом далеком, глухом уголке!
Жизнь на Земле – это разве не чудо!
Рыбы, полярные совы, моржи…
Жизнь на Земле вы найдете повсюду,
Даже в арктической белой глуши!
Ребенок
Берегите планету! Другой такой на свете нету.
В обиду ее никому не давайте.
Берегите птиц, насекомых, зверей!
От этого станете только добрей!
• Основная часть:
Воспитатель:
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. Но в начале давайте вспомним природные зоны земли и в какой цвет они окрашены на карте.
Дети:
Зеленый цвет – это лесная зона, равнины.
Желтый цвет – степи.
Оранжевый цвет – пустыни.
Фиолетовый цвет – тундра.
Белый цвет – Крайний Север и Арктика.
Коричневый цвет – горы.
Воспитатель:
Молодцы! Я вам предлагаю отправиться в путешествие. А куда – вы определите сами, если внимательно меня послушаете.
Это суровый, холодный край – царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.
Дети:
Это Север.
Воспитатель:
Из каких двух природных зон складывается Север нашей страны? ( Ответы детей: Арктики и тундры).
Воспитатель:
Давайте найдем на глобусе Северный полюс. (Дети выполняют задание).
Воспитатель:
Пространство вокруг него окрашено в белый цвет. Почему?
Дети:
Это снега и льды Арктики.
Воспитатель:
Нашей экспедиции предстоит сегодня выяснить:
1. Какие животные населяют арктическую пустыню?
2. Какие растения встречаются в этой зоне?
А еще, вдруг посчастливится увидеть чудо дивное, когда небо окрашивается всеми цветами радуги. Что это может быть?
Дети:
Северное сияние.
Воспитатель:
У жителей Севера одежда особая. Как она называется?
Дети:
Местная одежда называется малица.
Ребенок:
Шапка к шубе пришивается, рукавички к рукавам.
Это северная малица. Очень просто называется,
Очень быстро одевается – через голову: раз – два.
Воспитатель:
Теперь мороз нам не страшен, можно и оглядеться. Ребята, вы уже знаете, что русская Арктика – это острова Северного Ледовитого океана, каменистая поверхность которых покрыта снегом, крупными глыбами льда. Посмотрите на картину (показывает). Кто знает, что это такое?
Дети:
Это айсберг.
Воспитатель:
Это плавающие гигантские ледяные горы. Давайте все вместе, хором повторим слово «айсберг». (Дети выполняют).
Большая часть айсбергов прячется под водой, над поверхностью выступает лишь небольшая ледяная гора. Сейчас мы с вами проведем опыт.
Опыт: В банку с водой помещают большой кусок льда.
Воспитатель:
Утонул он?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Почему?
Дети:
Лед легче воды.
Воспитатель:
Этим айсберги очень опасны для кораблей, так как нижней части айсберга не видно, а она намного больше видимой части.
В лучах солнца айсберги переливаются разными цветами, как огромные кристаллы: они становятся то зелеными, то голубыми, то кажутся алыми.
Воспитатель:
Молодцы! Ребята, послушайте загадку и скажите кого можно назвать хозяином бескрайних снежных пустынь? (Ответы детей).
Воспитатель
Правильно, белого полярного медведя.
Как он выглядит?
Дети:
Это огромный зверь, самый крупный хищник на нашей планете. У него огромные лапы, крупная голова, черный нос и небольшие, но очень внимательные, умные глаза. У полярного медведя великолепный мех. Ему не страшны даже самые лютые морозы. Белые медведи – настоящие чистюли! После того как они полакомились свежей рыбкой или тюленьим мясом, моются в воде или тщательно очищают снегом остатки пищи со своей шерсти.
Воспитатель:
Как вы думаете, почему эти полярные жители должны содержать свой мех в идеальной чистоте? (Ответы детей). Правильно! Грязный мех заметен на белом снегу и может помешать медведям охотиться.
Воспитатель:
А теперь, ребята, отгадайте загадку.
Загадка: «Этот зверь – пловец прекрасный, вместо лап у зверя ласты,
В море плавает весь день, угадайте, кто?. (Тюлень).
Воспитатель:
Почему тюленей относят к ластоногим животным?
Дети:
Так называют животных, у которых вместо ног - передние и задние ласты. Они помогают этим морским зверям хорошо плавать и ловко нырять. Тюлени – чуткие животные. У них прекрасный слух и отличное зрение. Их главный враг – громадные белые медведи. Тюлени знают, что белый медведь – хороший охотник, он может очень долго сидеть возле ледяной лунки и ждать, когда морской зверь высунет в лунку голову.
Воспитатель:
Правильно, молодцы! А теперь послушайте еще одну загадку и скажите
У кого еще из животных есть ласты? (Ответы детей).
Вспомните, как называются люди, которые зимой купаются в ледяном проруби? (Ответы детей). Верно! Моржи! Как вы думаете, почему?
Дети:
Потому что они закаленные и, как настоящие моржи, не боятся холодов.
Воспитатель:
Зачем моржам клыки?
Дети:
Во-первых, клыками они выкапывают пищу. Во-вторых, клыки помогают моржам защищаться от врагов. В-третьих, морж цепляется ими за льдину, вылезая на поверхность.
Воспитатель:
Ребята, если мы с вами будем двигаться на юг, то попадем в тундру.
Представьте себе, что мы идем по глубокому снегу, скользим по ледяной горке.
Физминутка «Кто на севере живет»
По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)
Медведица идет.
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени, (руки скрестно над головой – «рога»,
бегут Им веден путь едва (высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
Воспитатель:
Как вы думаете, а каких животных мы можем встретить в тундре?
Дети:
Северного оленя, полярную сову, песца, лемминга.
Воспитатель:
Ребята, а теперь давайте поиграем в веселую игру «Кто живет на Севере». Сейчас я буду называть разных животных, а вы выбирайте только тех, кто живет в Арктике и тундре. Если живут – хлопайте в ладоши, если нет – не хлопайте.
Игра: «Кто живет на Севере»
Белка, лисица, жираф, бегемот,
Заяц, олень, крокодил, носорог,
Волки, верблюды, моржи и тюлени,
Полярные совы, песцы, белые медведи.
Воспитатель:
Как выглядят олень?
Дети:
Могучий, ветвистые рога, густая шерсть, недлинные ноги с широкими копытами.
Воспитатель:
Ребята, если есть олени, значит должна быть растительность. Что же растет в тундре?
Дети:
Мох, лишайник, карликовая береза.
Воспитатель:
Правильно! В тундре как и везде тоже бывает лето, но какое оно? (Ответы детей). Но за короткое лето успевают поспеть ягоды. Какие, назовите их? Дети:
Клюква, морошка, брусника, голубика.
Воспитатель:
Как вы думаете, почему березки в тундре совсем другие-маленькие и тоненькие, словно тростинки? А нашу березу сравнивают с девицей-красавицей. Она высокая и стройная.
Дети:
Потому что здесь им не хватает питательных веществ, тепла и света.
Воспитатель:
Чем занимаются люди в тундре?
Дети:
Разводят оленей, охотятся, ловя рыбу, женщины шьют одежду.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, какое необычное явление можно увидеть на Севере?
Правильно - северное сияние.
Послушайте сказку про северное сияние и посмотрите видео.
Далеко на севере, где большие деревья становятся маленькими, а землю покрывает не трава, а мох, жили люди. Они жили тем, что охотились на животных, собирали ягоды и коренья, а еще разводили оленей. Природа в тех краях была суровой, но по-своему красивой. Лето было очень коротким, зима очень длинной. Летом по нескольку недель солнце не заходило за горизонт, а зимой наоборот - день почти не отличался от ночи по темноте. Чтобы не замерзать в таких суровых зимах, какие были там, люди намазывались медвежьим или тюленьим жиром, а одевались в одежду из оленьих и медвежьих шкур. Однажды собрались вместе солнце, луна и ветер, и заговорили о том, как людям трудно живется: весной и осенью они терпят слякоть и постоянно моросящий дождь, зимой – мороз, пургу и вьюгу. И только лето радует их: то редкие цветочки веселят глаз, то разноцветная радуга появится после дождя. - А почему бы нам не подарить им радугу зимой?- предложил ветер. - Но как?- спросили солнце и луна. - Ты,- сказал он солнцу,- высечешь искры. Ты,- повернулся он к луне,- придашь им переливы звезд. А я раздую их в сполохи и разнесу по небу. Так они и сделали. Солнце высекло искры, которые разгорелись в огненные сполохи. Луна сделала так, что они стали переливаться, а ветер своим дуновением разнес их по небу. Когда после короткого, трудного дня и вкусного ужина люди вышли на улицу из своих жилищ, они увидели на небе яркие сполохи, которые переливались чудными цветами. И радостью от такой красоты наполнились их сердца. С тех пор у северных людей есть не только цветная радуга летом, но и северное сияние зимой, которые радуют глаза и веселят душу.
Давайте и мы с вами порадуем наших гостей – подарим им «Северное сияние»
Садитесь за столы на свои места. Все необходимое для работы уже за столом. (Нетрадиционная техника рисования)
Воспитатель:
Какая красота у вас получилась.
Молодцы! Вы справились с заданием. Я думаю, гости будут рады нашему подарку.
• Заключительная часть:
Воспитатель:
Расскажите мне, что вам больше всего запомнилось в вашем путешествии? Каких животных Крайнего Севера вы увидели? Чему вы удивились? Где бы вы еще хотели побывать? (Ответы детей).
Мы дарим гостям на память картинку «Северное сияние». Чтобы всем, кто попадет в Северную страну, освещало путь СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ! До свидания, мы будем ждать новой встречи с вами.