Галина Ткачук
НОД «Путешествие на Север» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема – «Путешествие на Север» (Старший дошкольный возраст)
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей, эмоциональной отзывчивости, творчества.
Задачи:
• Расширять представления о животных Севера, об особенностях приспособления их к окружающей среде: где живут, как добывают пищу.
• Обогащать словарный запас детей: Северный полюс, Южный полюс, белек, ласты, неуклюжий, мох – Ягель.
• Активизировать словарь детей: северный олень, белый медведь, тюлень, льдина, пингвин, нырять.
• Способствовать развитию психических процессов.
Публикация «НОД „Путешествие на Север“ в старшей группе» размещена в разделах
• Развивать познавательную активность детей.
• Формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных).
• Развивать мелкую моторику.
Предварительная работа: просмотр презентации «Чудеса Арктики», м/фильма «Умка», слушание стихов, рассматривание альбома о животных и природе Севера, продуктивная деятельность на тему: «Животные Севера», чтение сказок «Отчего у медведя нос черный?», «Почему олень быстро бегает?».
Оборудование и материалы: мягкая игрушка белого медведя, презентация «Животные Севера», мультимедиа, магнитофон, фонограмма вьюги, голосов животных, диск с песней «Колыбельная медведицы» из м/фильма «Умка», письмо, разрезные картинки «Собери животное» (тюлень, таз с водой, детский крем, полотенце, манка, соль, белые салфетки, клей, пластилин, шишки, куски пенопласта.
1. Сюрпризный момент- дети находят письмо. Читают: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я живу на Севере, здесь очень красиво, все кругом белое, блестящее. У меня много друзей. Я хочу вас с ними познакомить. Приезжайте ко мне в гости. Буду ждать. До встречи, Умка». Принимают решение поучаствовать в «сказочном путешествии», решение проблемной ситуации (обсуждение: на чем можно добраться до Севера).
2. Динамическая пауза «Самолет»
Руки ставим мы вразлет / руки в стороны /
Появился самолет / бег по кругу /
Мах крылом туда-сюда / наклоны влево-вправо /
Делай раз и делай два / повороты влево-вправо /
Раз и два, раз и два / хлопки /
Руки в стороны держите / руки в стороны /
Друг на друга посмотрите / приседание с поворотом /
Раз и два, раз и два / прыжки на месте /
Опустили руки вниз / опустили руки /
И на место все садись / присели /
В самолет мы дружно сели /встали/
И на Север полетели. / руки в стороны /
Слайд №1 Ведущая: Вот и прилетели. Оглянитесь вокруг, где мы оказались? (на Северном полюсе). Что вы видите? Ответы. Мы находимся в Арктике, это самая северная полярная территория Земли. Здесь всегда горы, снега, холодно. Что я слышу?. (послушать фонограмму вьюги). Это бушуют метели, завывает вьюга.
3. Встреча с медвежонком. Здравствуйте, ребята. Как вы добрались?. Я уже жду вас. Мне хочется побыстрее вам рассказать о своих друзьях. На Севере живет много животных.
Слайд №2 Я приготовил для вас игры и загадки. Слушайте.
4. Загадка о белом медведе. Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
Слайд № 3
Умка: Это я с моей мамой. Белые медведи главные жители северных просторов. Самый крупный хищник на Земле.
Слайд№4 Мы умеем хорошо плавать, даже под водой. Вода это наша стихия.
Слайд №5
Мы с мамой едим рыбу и любим лакомиться мясом тюленя или нерпы. А вы знаете, что у нас черная шкура?
Слайд №6
У белых медведей нос, глаза и подушечки лап черные. Когда мама-медведица охотится за рыбой, она прикрывает нос лапой, думаете почему? …
Чтобы черный нос не выделялся на белом фоне. Рыбки подумают, что это снег и чтобы не боялись подплывать к берегу.
Ведущая: Умка, а когда ты родился?
Слайд №7
Умка: Я родился зимой в большой снежной берлоге, она теплая. Живем мы в ней несколько месяцев.
Ведущая: Мы выходя на улицу, одеваем шубы, шапки, теплые сапоги и варежки, а вам не холодно?
Умка: Густая шерсть защищает нас от сильных морозов, а толстый слой жира не позволяет воде впитываться, она собирается в капельки.
Слайд №8
Умка: Когда медведь вылезает из воды он встряхивается и все капли брызгами слетают с туловища.
Ведущая: Дети, вы хотите понять, как это происходит? Проведем эксперимент.
5. Исследовательский эксперимент.
Ведущая: В таз с водой опустите руку и выньте ее. –Какая она? (мокрая). -Если бы сейчас ударил мороз, что бы произошло с водой? (она превратилась бы в корочку льда.)
-Теперь смажьте руку детским кремом. Снова опустите в воду и выньте ее. –Что произошло с водой? (собралась в капельки)
-А теперь стряхните воду с руки. На руке нет воды, в мороз нечему превращаться в лед.
6. Умка предлагает собрать разрезные картинки, чтобы узнать какое животное у него друг. (Дети складывают, получается тюлень)
Слайд №9 Умка: Тюлени тоже живут в воде.
Ведущая: Что у тюленя вместо ног? (ласты). Как они передвигаются? (ползают при помощи передних ластов, медленно). Тюлень какой? (неуклюжий).
7. Динамическая пауза «Мы тюлени»
Слайд№10
Умка: Тюлени хорошо плавают, ныряют, питаются рыбой.
Слайд №11
Умка: Детеныши у тюленей рождаются белыми, их так и называют «бельки».
Ведущая: Как холодно здесь! Погреемся?
8. Пальчиковая игра
На дворе у нас мороз / обхватить себя руками /
Трем руками уши, нос / трут уши, нос /
Хлопаем в ладоши / хлопки в ладоши /
Ой, мороз хороший! /руки согнутые в локтях накрест, поглаживание
правой рукой левое плечо, левой рукой – правое)
Поднимаем воротник / руки вверх /
Топаем ногами / руки на поясе, топают /
И на месте прыг, да прыг
Прыгайте все с нами / прыжки на двух ногах /
9. Умка загадывает загадку о пингвине: «Он король полярных льдин,
Черно-белый господин.
Ух, для птички он велик,
Ходит очень важно.
Самый южный материк
Заселил отважно. (Пингвин)
Умка: Правильно отгадали. Пингвины – коренные жители Антарктиды, она находится на Южном полюсе. Там тоже много снега и холодно.
Ведущая: Мне интересно, пингвины это животные или птицы? (рассуждения детей)
Умка: У пингвинов есть крылья, но они не умеют летать, зато отлично плавают и ныряют.
-Ребята, вы догадались, чем питаются пингвины?
Слайд №13
Умка: пингвины питаются рыбой.
Ведущая: Дети, вы знаете, как называются детеныши? …. Как они рождаются?
Слайд №14
Умка: У пингвинов нет гнезд, их не из чего строить. Самка откладывает одно яйцо и кладет его на свои лапы, сверху прикрывает своим телом. Чтобы малыш рос его надо кормить. Самка перекатывает яйцо на лапы самца, а сама уходит на берег океана запасаться пищей. Потом возвращается и кормит его.
10. Загадка про оленя. «Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга». (Олень)
Слайд №15
Умка: Ребята, как вы думаете, олень это дикое или домашнее животное? Рассуждения детей.
Какую пользу приносят олени?
Слайд №16
(Оленья упряжка основной транспорт чукчей.)
Слайд №17
Из шкур делают жилище, называется чум.
Слайд №18
…Оленье мясо и молоко употребляют в пищу;
Слайд №19
…из шкур шьют одежду;
Слайд №20
… обувь, перчатки, сумочки, одежду для кукол.
11. Умка предлагает поиграть в игру с мячом «Чей, чья, чьи?»
(Например: у медведя голова чья?- Медвежья, у оленя -, у тюленя - ?
Уши чьи? - медвежьи, …
Нос чей? – медвежий,)
Ведущая: Дети, вам понравился рассказ Умки?
Дети благодарят Умку за увлекательное и познавательное путешествие. Рассказывают, что узнали нового, что запомнилось и понравилось.
Умка: Я рад ребята, что вам понравилось. Мне пора домой, меня, наверное, мама ждет. Я хочу вам подарить на память диск с колыбельной песней моей мамы, когда будете ложиться спать – послушаете.
Ведущая: Спасибо, Умка. И нам пора в детский сад. А что нам сделать на память о нашей встрече? (дети предлагают сделать портрет животного на выбор и из любого материала). Мы отправим тебе посылкой. Прощаются.
12. Творческая деятельность.