Нарватова Людмила
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной деятельности развитие речи «Хлеб всему голова»
Воспитатель Нарватова Л. А.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: обобщить и закрепить знания детей о значимости хлеба, о труде людей, создавших хлеб, обогатить словарь детей, совершенствовать навыки устной речи.
Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей о том, как хлеб пришёл к нам на стол (о долгом пути хлеба от поля до стола, обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
- закрепить знание детей о значимости хлеба как продукте питания, о труде людей, создававших хлеб (хлебороб, тракторист, комбайнёр, машинист, мельник, пекарь, продавец хлеба)
- Закрепить знание детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов России;
- Закрепить знание пословиц и стихов о хлебе;
- Закрепить название хлебобулочных изделий, умение образовывать существительное с уменьшительным значением.
- Активизировать и обогатить словарь детей по лексической теме «Хлеб всему голова».
-Совершенствовать развитие диалогической и монологической формы речи;
-Упражнять в развитии координации речи с движений.
- Развивать общительность и коммуникабельность.
Интеграция образовательных областей
Социально- коммуникативное : познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы: предметные картинки с изображениями хлебных продуктов, иллюстрации о труде хлеборобов; муляж хлеба, тексты пословиц и стихов, листы бумаги, карандаши цветные.
Оборудование: доска.
Музыкальные средства: музыкальное сопровождение при закрашивании хлебобулочных изделий (Песня «Хлеб» музыка и слова Александра Большакова, в исполнении Юлии Винокуровой, минусовка «Хлеб всему голова»
Предварительная работа:
- Рассматривание и сравнение колосьев пшеницы и ржи;
-Заучивание физминутки «Вырос в поле колосок»
- Отгадывание загадок о хлебе;
- Объяснение и заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе;
- Чтение сказок и рассказов: украинская сказка «Колосок», белорусская сказка «Лёгкий хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», А. Мусатова «Как хлеб на стол пришёл», С. Шуртакова «Зерно упало в землю», Я Аким «Хлеб»;
- Сюжетно-ролевые игры: «Булочная», «Пекарня»;
- Просмотр диафильма «Хлеб всему голова»
- Прослушивание песен о хлебе.
- Проведена беседа на тему «Как можно беречь хлеб».
- Провести выставку рисунков «Скатерть-самобранка».
- Дидактическая игра «Что из чего»
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»,
(ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие»,
ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие»).
Используемые технологии: развивающие, личностно-ориентированные, игровые, информационные, познавательно-исследовательская деятельность.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в детский сад и мне встретился почтальон, он передал мне письмо. Хотите узнать что там в конверте? (зачитываю письмо с заданием от всезнайки, который предлагает в путешествие) А чтобы узнать в какую страну, следует отгадать загадку!
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
(Хлеб)
-А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб? (добиваться ответа детей полным предложением)
Правильно, мы будем говорить о хлебе.
- Ребята, а какие хлебобулочные продукты вы знаете? (дети называют)
Булка, корж, батон сушка, баранка, ватрушка, багет, хлеб пшеничный, хлеб ржаной, калач,рогалик, пирожок) молодцы!
Перед тем, как хлеб попадает к нам на стол – он проходит долгий путь от поля до стола. Давайте вспомним и расскажем как это происходит.
Чтобы колоски выросли большими и сильными, нужно, чтобы они росли на мягкой, обработанной земле. Для этого трактористы распахивают землю, к трактору прикрепляют плуг,затем землю боронуют для того, чтобы земля стала воздушной, мягкой, рыхлой)
В прежние времена люди обрабатывали землю или вручную, или при помощи домашних животных (лошадей, волов). Но сегодня у людей появились помощники – машины – трактора и комбайны, которые помогают людям обрабатывать землю и собирать урожай. сейчас стало всё автоматизировано, ручной труд заменили специальные машины.
У трактористов, комбайнеров и водителей очень непростой труд – нужно очень бережно и добросовестно обрабатывать землю и собирать урожай. Они трудятся и днём и ночью.
Затем на поле весной высеваются зерна, к трактору крепят сеялку, из которых высеивают зерно. Потом из зёрен вырастают колоски.
В одном только колоске может вырасти до 70 зёрнышек. далее колски должны созреть. После того как колоски поспеют их сибирают, в поле выходит комбайн, которым управляет комбайнёр.
После того, как зерна собраны с поля они отправляются на специальных грузовых машинах в зернохранилища, а потом отправляются на мукодельные заводы, где из зерен делают муку. Ребята, давайте повторим эти два сложных слова: зернохранилища и мукодельные заводы.
Зернохранилища и мукодельные заводы
Потом мука поступает на хлебопекарные комбинаты, где из нее пекари делают тесто пекут хлеб, хлебобулочные прордукты Этот хлеб мы и видим в магазинах, а ваши родители покупают его для обеда. Черный и белый хлеб получают из разных растений. Из какого растения получают ржаной хлеб? А пшеничный? (Из ржи, из пшеницы)
Физминутка:
Вырос в поле колосок,
Он не низок, не высок,
Ветерок его качает,
Влево, вправо наклоняет,
Колоски мы все пожнём-
Много хлеба напечём,
А ёщё наварим каши,
И подкрепим силы наши!
Игра «Назови ласково» (калач-калачик)
А теперь ребята давайте скажем, какой бывает хлеб. Я вам даю вот эту баранку мы будем передавать её из рук в руки и называть, каким хлеб может быть. Вкусный, белый, душистый, ароматный, хрустящий, пышный, тёплый, свежий)
Расскажите ребята, какой хлеб любят в вашей семье? Что из муки печет мама или бабушка? Какие хлебные изделия вы любите больше всего? Блины, пироги, торты
Дети, хлеб есть на каждом столе в каждой семье. В его создание вложен труд очень многих людей. давайте вспомним и назовём людей, который участвуют при создании хлеба. Как называют людей которые работают в работают на тракторе (трактористы)
- на комбайне (комбайнёры,
-на машине (машинист)
-на мельнице (мельник)
- в пекарне (пекарь)
- в магазине хлебобулочных изделий (продавец) Как называют людей, выращивающих хлеб? (хлеборобы)
Хлеб- наша сила, наше богатство! Это главное сокровище и драгоценность в жизни! Хлеб даёт нам силу, здоровье, в нём содержится витамин В, который оказывает положительное влияние на нервную систему и работу головного мозга. Ни один завтрак, обед, полдник, ужин не обходится без хлеба! О хлебе сложено немало пословиц, стихов.
-А какие пословицы о хлебе знаете вы, ребята?
А теперь ребята расскажите какие вы знаете пословицы о хлебе :
- Хлеб всему голова;
-Без хлеба нет и обеда;
-Плох тот обед, если хлеба нет;
-Гречневая каша-матушка наша, а хлебец ржаной -отец наш родной;
-Если хлеба ни куска, то и в доме тоска;
-У кого хлебушко, у того и счастье;
-Хлеб-батюшка, вода-матушка;
-Хлебом люди не шутят;
-Без хлеба и воды жить худо;
- Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность им не сори!
Вот он тёплый, золотистый,
В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло,
Сколько рук его растило, охраняло,берегло.!
В нём – земли родимой соки,
Солнце. свет весёлый в нём!
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
- Хлеб нужно беречь! А как мы с вами можем беречь хлеб? Доедать весь хлеб, не выбрасывать, делать сухарики.
Всегда нужно помнить правило: «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб- драгоценность его береги!»
А теперь ребята, давайте на память о сегодняшней беседе нарисуем рисунки на тему «Хлеб на столе». Дети рисуют
Ребята вы все молодцы! Подарите эти рисунки свои родителям и расскажите им, что вы узнали о хлебе.