Макарова Анжелика Арнольдовна
Конспект НОД «Тайны ленточного бора» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Тайны ленточного бора»
Цель: формирование элементарных экологических знаний о ценностях природы, накопления опыта.
Задачи:
Образовательные: Учить устанавливать взаимосвязи в природе; познакомить с уникальным лесом – ленточным бором, условиями его возникновении; закрепить и расширить знания о растении сосна; частях растения, условиям необходимым для роста растения, способах приспособления к природным условиям, целебных свойствах соснового воздуха; упражнять в умении устанавливать взаимосвязи в природе
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Публикация «Конспект НОД „Тайны ленточного бора“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к родному краю, желание узнавать новое о его природе.
Предварительная работа: работа по карте Алтайского края, чтение, рассматривание иллюстраций о природных богатствах края. Рисование сосны, экспериментирование с водой, песком, почвой.
Чтение литературы:
- Герасимов Е. Г. «Рассказы о деревьях и кустарниках»;
- Шим Э. «Сосна»;
- Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Сосны».
Оборудование: гербарий, карта Алтайского края, материал для экспериментирования (песок, воронки,стаканы, аудиозапись «Звуки леса», модели частей растения и взаимосвязь «бор - озеро», «бор – степь, мультимедийная презентация.
Ход НОД: (Возле карты).
- Богата и разнообразна природа нашего края. Мы с вами много путешествовали по карте алтайского края, читали, рассматривали фотографии и открытки. Что вам больше всего запомнилось и понравилось, куда бы вы хотели отправиться на настоящее путешествие. (Дети показывают на карте те места, которые их больше всего впечатлили).
- Какое у вас сейчас настроение? Давайте им поделимся друг с другом. Давайте и с гостями поделимся теплом и радостью.
(Дети садятся на стульчики).
- Сколько тайн и чудес хранит природа края. И вот сегодня мы с вами откроем еще одну тайну. А о чем мы будем говорить догадайтесь сами.
- Это лес, но необычные, таких лесов больше нет во всей России, вы очень любите там отдыхать на детской даче. Что это за лес? (Сосновый бор).
- А еще он называется ленточный. Почему? (Он узкий и длинный как лента).
- Таких лент у нас в крае 5, а наша лента называется Барнаульской и тянется она от Барнаула до Казахстана.
- Как вы думаете, как вырос такой удивительный лес? (Ответы детей).
- Послушайте, как же объясняют ученые появление ленточных боров. (Домашнее задание ребенку).
Ребенок: - В давние времена ледники покрывали территорию края. А когда началось потепление, теплые воды мощными реками потекли в Северный Ледовитый океан, постепенно эти реки высохли. На песках нанесенных реками выросли прекрасные сосновые леса в виде узких и длинных лент.
- На земле прорастает более 100 видов сосен, а в нашем бору растет сосна обыкновенная ( выставляется гербарий: ветка сосны, древесина, плоды).
- Какие условия необходимы для роста сосны? (Дети выставляют модели).
1. Много света; 2. Мало влаги; 3. Любая почва.
- Назовите части растений? (корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды).
- Какой вид корня у сосны? (стержневой). Выставляется модель.
- А почему мы видим много корней на поверхности земли? (от соснового корня отходит много боковых корней).
- Для чего растению нужен корень на поверхности земли? (от соснового корня отходит много боковых корней).
- Для чего растению нужен корень? (достает из почвы воду, питательные вещества).
- Какой ствол у сосны, с чем его можно сравнить? (выставляется схематическое изображение ствола, ствол высокий, ровный, похож на столб, колонну).
Выставляется изображение молодой и старой сосны.
- Чем отличаются эти деревья? Как расположены ветки у молодой сосны и как у старой? Почему? (у молодой сосны ветки растут с нижней части ствола, а у старой со средней части ствола). Сосна тянется к свету и нижним веткам не хватает света и питания, они высыхают и опадают.
- Чем покрыт ствол дерева? (корой)
- Какая она в нижней части ствола и в верхней? (в нижней части ствола она более толстая и темная, а в верхней – светлая и тонкая).
- Какую роль играет кора у деревьев? (как кожа у человека, она защищает дерево от животных, от огня).
- Сосна может лечить свои раны, чем она лечится? (смолой, она играет роль йода, закрывая раны, она не пропускает под кору вредные микробы).
- Какие необыкновенные листья у сосны? (выставляется схематическое изображение листа).
- Что вы знаете о нем? (листья у сосны – иголки, они растут по два из одной почки, за зиму иголки не опадают, меняются постепенно, одна иголка живет три года).
- А что является плодом у сосны? (шишки, в ней находятся семена).
- В какой местности находится ленточный бор? (В степи).
- Какие водоемы есть в бору? (озера – соленое, горькое, народные названия).
- Что же дает бор степи и озерам, как они с ним связаны? (Выставляется схематическое изображение).
1. Корни скрепляют песок, не дают ветру сдуть его в степь, на поля и в озеро.
2. Зимой здесь происходит накопление снега и когда он тает, то водой наполняет озера и задерживает влагу в степи.
З. Защищает от ветра.
Урожай на полях, которые расположены возле забора больше, чем в степи и количество воды в озерах тоже сохраняется за счет соседства бора. Включается аудиозапись (голоса птиц, раскрывается масло хвои).
- Мы с вами в бору. Вдохнем полной грудью, потянемся к солнышку. Мы с вами растем вместе с молодыми сосенками, чтобы стать такими же стройными, крепкими, сильными. Послушаем пение птиц.
- Мы с вами отдохнули, набрались сил. Пора возвращаться в детский сад.
- Какой воздух в бору? ( Чистый: хвоя очищает его от пыли, снижает шум, воздух наполнен запахом смол, который оздоравливает наш организм, снимает усталость, улучшает настроение.)
(В воздухе распыляются масло сосны).
Поводится дыхательная гимнастика.
Просмотр мультимедийной презентации «Ленточный бор-Барнаульская лента».