Моника Иванова
План образовательной деятельности по теме «Наш дом — природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования для детского сада содержит раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы : разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программы ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями центра природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Темочки:
- Планирование. Планы работ
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Актуальность Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнять отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Педагогическая целесообразность
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет центр природы детского сада, где содержатся комнатные растения и не которые животные.
Экологическое воспитание- это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Методическое пособие для работы с детьми подготовительной группы детского сада. На организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком. Перед воспитателем стоит задача: показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании таких условий для живых существ, обитающих по соседству.
Цель:Формировать у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними.
Особое внимание следует уделить такой форме работы, как дополнительного образования, обобщающего и углубляюще-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов,восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми – четкая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно- следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.
Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников.
Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в центре природы детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
Задачи: добавьте
Место проведения: Центр природы
Срок реализации:два раз в месяц 1 год.
Программное содержание
Циклограмма
Сентябрь
№ Тема Задачи
1 Знакомство с комнатными растениями Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида. Внести в словарь детей более точные определения внешнего вида отдельных частей растений: ствол вьющийся, листья шероховатые, край листа с зубчиками и т. д. познакомить детей с новым растением, отметить характерные особенности его внешнего вида. Укрепить интерес ребят к уходу и наблюдениям за растениями.
2 Дежурство в центре природы
(беседа с показом приемов работы) Уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы. Уточнить знания об инвентаре для работы и месте его хранения. Объяснить устройство доски дежурных. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.
Октябрь
№ Тема Задачи
1 Уход за комнатными растениями и первая подкормка их Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления. Познакомить детей с новым видом ухода – удобрением (подкормкой) почвы, сообщить некоторые правила внесения удобрений (поливать раствором удобрения один раз в неделю после поливки, количество раствора зависит от размера растения). Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Ввести в словарь детей слова: удобрение (подкормка).
2 Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения Закрепить знания детей о комнатных растении. Закрепить умение поливать растение из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой.
Ноябрь
№ Тема Задачи
1 Обитатели нашего центра природы Уточнить виды растений и животных, которые имеются в центре природы. Формировать представление: растения и животных – живые существа. У них есть потребности в определенных условиях: для растений это тепло, свет, вода, питательная почва; для животных – их пища, вода. Место, где они строят гнездо, едят, отдыхают. Если условия соответствуют потребностям, то растения и животные остаются живыми, хорошо себя чувствуют, растут и приносят потомство. Обитателям центра природы условия жизни создают люди, они заботятся о них, ухаживают. В свою очередь, и людям полезно для здоровья находиться в помещении, где много зеленых, цветущих растений.
2 Цикл наблюдений за червями Уточнить, что для червей созданы условия, которые соответствуют их потребностям.
Декабрь
№ Тема Задачи
1 Знакомство с новыми обитателями центра природы Познакомить детей с новыми для них обитателями. Создать для их условия, похожие на естественные. Продолжать воспитывать интерес и желание заботится о них.
2 Наблюдение за улитками Познакомить детей с новыми животными – улитками. Знать существенные признаки их внешнего вида. Вести наблюдение за повадками животного. Продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, желание наблюдать и ухаживать за ними.