Ирина Хантимерова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Тайны бабушкиного сундучка»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
«Тайны бабушкиного сундучка»
Цель : Формировать знания детей старшего дошкольного возраста о видах тканей, их составом, процессом изготовления и оформления, а также с историей их происхождения.
Задачи:
- формировать понятие “натуральные ткани” (лен, хлопок);
- расширять представления детей о значении растений в жизни человека;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Тайны бабушкиного сундучка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- познакомить с техникой декорирования х/б ткани (техника батик «узелки")
-воспитывать бережное отношение к результату труда.
-активизировать познавательную деятельность, обогащать и активизировать словарь детей.
- совершенствовать умения детей мыслить, обсуждая и доказывая свою точку зрения, пользуясь распространенными предложениями
-Развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение.
Предварительная работа:
-рассматривание хлопка и льна в натуральном виде, на картинках.
-посев семян, прядение из ваты ниток, окрашивание ниток, замачивание льна, извлечение волокон.
-составление коллекции тканей из льна и хлопка.
-беседа. «Как человек в своей жизни использует растения?» (Для чего нужны растения в жизни человека)
-чтение художественной литературы по теме (К. Д. Ушинского “Как рубашка в поле выросла”.)
Материалы и оборудование:
Сундучок, образцы тканей, ниток, лупы, хлопок и лён в натуральном виде (гербарий, картинки, коробочки, презентация, небольшие лоскутики ткани белого цвета, краска для окрашивания тканей, вата, баночки с водой.
Ход НОД
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться ни лень
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Ели каждый улыбнется-
Утро доброе начнется!
Воспитатель.
- Дети, посмотрите, какой необычный сундучок я вам принесла. Он достался мне от моей бабушки.
Давайте откроем его и посмотрим,что там внутри.
У нас здесь гость его зовут Кузя, он хранитель сундучка.
Скажи Кузя, что ты хранишь в своем сундучке?
Кузя. Здравствуйте ребята, у меня здесь много интересного кусочки старинной ткани,нитки,клубки
Воспитатель. Как все эти материалы могут, нам пригодится? (ответы детей)
Воспитатель. Сегодня мы узнаем, как из нитей получают ткань
Познакомимся с различными видами ткани, её свойствами.
Кузя. Как вы думаете, как давно появились ткани. (Рассказ Кузи о тканях,презентация (Слайд1-2)
История возникновения ткани прослеживается с самого начала развития человечества. Ещё в каменном веке (около 9 веков до нашей эры) первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. (слайд3) Первобытные люди так же, сплетая волокна конопли, осоки, крапивы, льна, начали создавать тканое полотно. На мысль о том, что таким образом можно сплести тканое полотно для ношения на теле (слайд 4) первобытных мастеров натолкнул опыт плетения сетей для ловли рыбы и корзин для продуктов. Да, такая ткань, конечно же, спасала древних людей от холодов, но была очень грубой, имела не однородный состав, не имела необходимой плотности. Но, с годами мастера по производству ткани усовершенствовались, применяли различные методики, пробовали новые технологии. По мере развития цивилизации, развивается и производство, повышая качество и виды. Более качественные и сложные типы ткачи изготавливали уже на первых ткацких станках, которые изначально появились в азиатских странах, откуда и был дан старт всему миру. (слайд5) Около 5 веков до нашей эры появляется первое ткацкое устройство, которое состоит из большой деревянной рамы, на которую закрепляли нити и плели ткань. В закрепленные на раме нити ткач при помощи челнока вплетал поперечные нитки. .(слайд 6) Работа по созданию тканого полотна была очень трудоемкой и занимала большое количество времени, но, полотно получалось довольно плотным и толстым. Такая ткань среди людей пользовалась большим спросом. Со временем ткацкие станки стали появляться практически в каждом доме. На них изготавливали постельное белье, полотенца и одежду.
Воспитатель. Дети во все времена растения играют особую роль в жизни людей и мы сейчас попробуем с вами разобраться
Дидактическая игра “Что для чего нужно?” (Классификация растений).
На полу разложены 4 обруча по 2, так, чтобы они пересекались между собой. В обручах лежат карточки с названиями: технические культуры, лекарственные растения, декоративные, съедобные. Дети берут со стола картинки с изображением этих растений и раскладывают их в обручи, согласно карточкам. А в места соединения обручей они помещают те растения, которые могут иметь общие свойства. Например, фиалка – это декоративное растение и в тоже время лекарственное.
Лен и хлопок – это технические культуры. Их используют для получения волокна (волокнистые). Даже можно сказать, что эти растения нас одевают. Посмотрите, таких растений немного в природе.
Показ хлопка и льна в натуральном виде (гербарий, картинки, коробочки).
Сравнительная характеристика. (слайд 7-8)
– Если лен растет в северных областях России, то хлопок растет на юге. Почему? (Лен – растение длинного дня, хлопок – короткого дня, растет долго.)
– Если лен растет отдельными стебельками, то хлопок растет кустиком. Это однолетние травянистые растения.
– Сырьем для ниток у льна является стебель, а у хлопка коробочка.
– У льна коробочка маленькая; в ней находятся маленькие, мелкие, блестящие, скользкие, хрупкие семена.
– У хлопка коробочка крупная, большая, с ватой, внутри которой находятся крупные, твердые, жесткие, мохнатые, пушистые семена. Этот пух и используют (вата).
– Нитки из хлопка толще, а из льна – тоньше. (слайд9-10)
Дети делают сравнение, рассматривая семена, вату, волокна льна через лупу.
Воспитатель. Эти растения не похожи друг на друга, но из них делают ткань, вот это их и объединяет. (слайд11)
Исследовательская деятельность. Экспериментальная деятельность (с хлопковой нитью-ватой, наблюдение. «Перед вами – вата. Вата- это хлопок, только очищенный. Возьмите кусочек ваты, намочите ее и скручивайте пальцами, вот так, но при этом чуть растягивайте. Что получается? (Нить) (Показ коллекции хлопка) Нить не очень ровная, но настоящая хлопчатобумажная нить. Так специальные ткацкие станки скручивают нить, переплетают поперечную нить с продольной и получается ткань. Посмотрите на ткань через лупу. Что видите? (Нити переплетены)».
Обследование ткани (через лупу рассматривают переплетение ниток, сравнивают).(слайд12)
Воспитатель. Как вы думаете, в чем отличие льняной ткани от хлопчатобумажной? Что у них общего?
Дети. Это натуральные ткани, они изготовлены из растений.
Кузя. Действительно ткань состоит из ниток. Нитки получают из шерсти животных или из волокон растений - хлопка, льна. Из того, что дает нам природа. Бывают искусственные ткани, то есть не из природных волокон.
Воспитатель. Для чего людям нужна ткань? (ответы детей)
Воспитатель. Основное назначение ткани заключается в том, чтобы удерживать тепло и не пропускать холод.
Физ. минутка
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки, вправо – влево наклонились
И ещё раз повторили
А теперь рывки руками выполняем вместе с вами
Руки вверх и руки вниз
Ты давай ка не ленись. На одной ноге стою
А другую подогну
А теперь попеременно буду поднимать колени
Отдохнули, посвежели. За столы тихонько сели.
Воспитатель. Ребята люди всегда учились у природы и многое у нее заимствуют. Дети, а вы знаете,что в природе есть живые существа, которые тоже ткут, но не ткань. Кто же они?
Отгадайте загадку:
«Многорукий царь Гордей
Наплел ловушек, да сетей
Как расставит он ловушки
Прошипит: «ловитесь, мушки» (паук (слайд13/1)
Кузя. Дети, что у паука похоже на ткань (паутина)
Кузя. А эта удивительная птица Ткач, своё название она получила от способа плетения гнезда. (слайд13/2)
Кузя. А это удивительное насекомое тутовый шелкопряд из его нитей люди получают шелковую ткань. (слайд 13/3)
Кузя. Ребята люди не только научились ткать полотно, но со временем научились его украшать вышивкой или красили природными красителями,создавая незатейливые узоры. (слайд 14)
Воспитатель. Кузя как много интересного ты нам рассказал. Мы с ребятами решили сделать для тебя подарок,чтобы ты хранил его с своем сундучке.
Игра – эксперимент “Покрасим ткань”(техника батик «узелки».(слайд15)
У каждого ребенка кусочек шелковой ткани, крупная пуговица на ножке и резинка. В центр ткани кладется пуговица и ткань закручивается резинкой в виде узелка. Этот узелок опускается в краску растительного происхождения, находится там некоторое время, затем вынимается, разворачивается и высушивается (после просушивания и глажения рассматриваются узоры).
Воспитатель. Сегодня мы с вами познакомились с двумя культурами – льном и хлопком. Из них делают натуральные ткани. А как делают другие ткани, вы узнаете в следующий раз.