Швайко Елена
«Мой ботанический сад». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе
«Мой ботанический сад»
Образовательные задачи:
-активизировать словарь по теме: хвоя, хвоинки, хвойный (-ое, -ая, -ые, окрашиваются;
-учить отвечать полными предложениями на вопросы;
-учить словообразованию: краска-красить-окрашивается;
-упражнять в звукопроизношении звука [ш];
-учить составлять короткие рассказы по схеме о деревьях и по картинкам;
-закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;
-формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком;
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Развивающие задачи:
-развивать слуховое внимание и память;
-развивать диалогическую речь детей.
Воспитательные задачи:
-воспитывать культуру речевого общения;
-воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
Словарная работа:
-обогащать словарный запас детей;
-активизировать слово хвоя.
Методические приемы:
1. Вводная часть
• игровая мотивация «создание макета сада»;
• использование мультимедиа;
2. Основная часть
• вопросы к детям;
• дидактическая игра «Назови лист»;
• классификация шишек;
• физкультминутка;
• составление рассказа по схеме.
Заключительная часть
• поощрение и награждение детей;
• настрой на следующее занятие: сбор природного материала для поделок;
• анализ занятия.
Цели:
-коррекционно-образовательные: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
- коррекционно-развивающие: развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.
- коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, сосредоточенность, положительные эмоции, умение слушать собеседника, не перебивая.
Ход НОД:
Здравствуйте, ребята!
Станем рядышком по кругу
Скажем: «Здравствуйте, друг другу!»
Нам здороваться не лень.
Всем : «Привет!» и «Добрый день!»
Ребята, какой сегодня замечательный день!
Какое у вас настроение?
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
Ход образовательной деятельности:
В: Летом я была в очень красивом месте в городе Ставрополе. Я бы хотела вам рассказать (показ на экране).
Слайд 2. Здесь много разных деревьев.
Слайд 3. На главной аллее есть деревянные скамеечки, можно присесть и насладиться красотой огромных деревьев,
Слайд 4. много хвойных деревьев.
Слайд 5. Есть в саду еще цветущие кустарники.
Слайд 6. Очень интересное местечко - каменистый сад с прудом, мостиком, кувшинками.
Слайд 7. Сколько вложено труда в создание этого сада.
Слайд 8. Оказывается, есть такие места, где собраны растения со всего света. Многие из них занесены в Красную книгу.
Слайд 9. Называются эти места – ботанические сады. Там за растениями ухаживают, изучают их, проводят экскурсии.
В ботаническом саду, мне так понравилось, что я решила изготовить вот такой маленький сад. Но чего – то тут не хватает. Правильно – деревьев и кустарников. Поможете мне составить композицию.
Дети: Да.
Ребята, растения в ботаническом саду встречаются разные:
Есть большие, а есть наоборот - маленькие,
У одних ветки тонкие, а у других - толстые,
Ствол высокий, а у других - низкий,
Корень длинный — корень короткий,
У сосны иглы длинные, а у ели.
У клёна листья большие, а у берёзы.
У берёзы ствол светлый, а у клёна.
Дерево высокое, а куст - …
В: Тогда отправляемся за растениями.
Ритмическое упражнение
— В сад чудесный, на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключения
Нам, ребята, не найти.
По дорожкам, по тропинкам
Вместе мы гулять пойдем.
Может быть, в саду чудесном
Мы листочки соберем. (Дети идут)
Воспитатель:
Ветер листьями играет
И с деревьев обрывает
И листочки всё кружат
К ребятам в садик спешат.
Ребята, посмотрите какие красивые листья (на доске). Если на листья подует ветер, что мы услышим? (шум, шелест, шорох) Произнести, выделяя звук (Ш)
-Как звучит шелест листьев, давайте повторим вместе— ш-ш-ш.
Воспитатель: — А как звучит звук (Ш) : твердо или мягко? Правильно, ребята, звук [Ш] всегда твердый.
Воспитатель: Ребята, интересно, с каких деревьев эти листья, может быть, эти растения можно расположить в нашем ботаническом саду? Листья хотят с нами познакомиться. Поможем им? (составление описательного рассказа по схеме) Эти картинки, подскажут, что листик расскажет о себе.
Можно, я попробую?
Я дубовый лист, я живу на дереве дуб, я небольшой, овальный с резными краями. Летом я зеленый, а осенью окрашиваюсь в красный цвет.
Я кленовый лист…
Я берёзовый лист…
Я тополиный лист…
Как называются деревья с листьями - лиственные.
Воспитатель: перед вами рабочий лист с заданием. Соедините листочек и дерево с одинаковыми слогами ша-, шо-, шу-, ши-
Воспитатель показывает детям макеты деревьев (дуб, тополь, береза, клен): Эти деревья пригодятся для нашего сада? (берем)
Воспитатель: продолжаем наш путь
Шу-шу-шу – на прогулку я спешу
Ши-ши-ши – шорох слышится в тиши
Шат-шат-шат-шат — листья осенью шуршат
Шо-шо-шо - как дышать хорошо
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, здесь шишки вокруг. Они одинаковые? Шишки в руки мы берем,
Где, какая, не поймем:
Шишки мы сжимаем, сразу понимаем.
Левая – сосновая, правая – еловая.
А на каких деревьях они выросли? (сосна, ель)
Дети: — Шишки растут на хвойных деревьях.
Воспитатель: почему они называются хвойными?
Дети: — Потому что на этих деревьях растут иголки, которые называются хвоя.
Игра «Угадай, какая шишка»
Из «чудесного короба» дети достают шишку, но прежде угадывают и называют «сосновая шишка», «еловая шишка», «туевая шишка»
Пальчиковая гимнастика с шишками- катать между ладонями, приговаривая
У сосны, у туи, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник
Вас уколет можжевельник!
Воспитатель: сложите шишки в корзину, из них вы сможете сделать в садике поделки.
А для нашего ботанического сада предлагаю взять хвойные растения (ель. Сосну, тую, можжевельник)
Воспитатель обращает внимание на экран
-Ребята я видели в Ставрополе большой САД
-Как называется маленький сад? (САДик)
-Как называются растения, растущее в саду? (САДовое)
-Как называется человек, ухаживающий за садом? (САДовник)
-Как называется профессия человека, который выращивает садовые растения? (САДовод)
Воспитатель: Чем похожи все эти слова? Одинаковая часть слова САД. Все эти слова как родные чуть- чуть похожи, рассказывают они об одном и том же.
Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живем одной семьей,
Поиграть хотим с тобой.
Воспитатель: Ребята, чтобы сад рос и радовал, что нужно делать? (ухаживать)
Игра «слова -действия» (на экране, или картинки. Или мяч)
Лейка-поливать,
Лопата -сажать, копать
Удобрение – удобрять
Солнце -согревать, освещать
Сердечко -любить
Воспитатель: у нас есть растения, мы знаем, как за ними ухаживать, я предлагаю приступить к созданию нашего сада.
По указанию воспитателя дети располагают деревья на макете:
В центр расположите хвойные деревья (ель, сосна)
В верхний правый угол – дерево, название которого начинается со звука (Д) (дуб)
В верхний левый угол – дерево, название которого начинается со звука (Т) (тополь)
В нижний правый угол -дерево, название которого состоит из одного слога (клен)
А берёзу – между хвойными, …или слева от клена…
4. Пальчиковая гимнастика.
«Деревья»
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна. Соединяют локти – «ствол», Раскрывают ладони – «крона»
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза. «Фонарики» с движением сверху вниз.
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер. Вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы.
Ель иголки распушила Опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы.
И грибочки все закрыла. Показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка.
Шелестят листвой деревья, Трут ладони друг о друга – «шуршат».
Словно разговор ведут, Стряхивают ладони
Руки – ветви распустили
Птичек в гости к себе ждут. Сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны - показывают птиц.
Воспитатель. Ребята, посмотрите: Красив наш сад? (ответ детей)
Красив наш сад! Ребята предложения можно говорить с разной интонацией. Когда мы задаём вопрос, в конце предложения ставим «?», если восклицаем, в конце ставим «!»
Возьмите карточки на них изображены знаки, покажите знак, обозначающий с какой интонацией я буду говорить- восклицательный или вопросительный.
-Ель иголки распушила?
Дуб раскинул свои ветви!
И не страшен ему ветер?
Шелестят листвой деревья?
Птичек в гости к себе ждут!
Воспитатель: Отлично. Вы молодцы.
Что мы сегодня делали? Что вам понравилось.
Поднимите «!» те, кому понравилось, «?» - те, кто еще хочет узнавать новое про растения.
Спасибо большое, что помогли мне создать маленький садик.