Родионова Оксана
Конспект НОД в подготовительной группе «Свойства воды. Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Родионова Оксана Викторовна
Образовательная область: «Познавательно – исследовательская деятельность», «Речевое развитие».
Основная цель: познакомить детей со свойствами воды, формировать понятие о круговороте воды в природе, экологической целостности природы.
Образовательные задачи:
- познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, прозрачная, льется, что вода может быть холодной, горячей, теплой);
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Свойства воды, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
- формировать у детей опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, бережное отношение к воде.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении воды; чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды; чтение сказки «Путешествие Капельки»; познавательная игра «Где, какая вода бывает?»; просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».
Оборудование: схема круговорота воды в природе, вода, глобус, пластиковые стаканчики по количеству детей, одноразовые ложки, сосуды разной формы, молоко, мука, масло, сахар.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
-Ребята, отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Сегодня мы поговорим с вами о таком загадочном и в то же время распространенном веществе как вода.
-А теперь отгадайте ещё загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны (глобус).
-А что такое глобус? (глобус-это модель Земли).
-Если мы посмотрим на глобус, то увидим что воды на нашей планете
гораздо больше чем суши. Синий цвет - это вода: моря, реки, океаны, озёра. И белый цвет это тоже вода - ледники.
-Ребята, а как вы думаете всю ли эту воду можно пить? (пить можно только пресную воду).
Гимнастика для глаз «Дождик»
Дождик, дождик, пуще лей. (Смотрят вверх.)
Капель, капель не жалей. (Смотрят вниз.)
Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.)
Зря в окошко не стучи.
2. Актуализация знаний.
Дидактическая задача: актуализировать знания детей о воде.
Воспитатель:
Ребята, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду? Где мы её используем? (ответы детей).
А вы знаете ребята, что вода постоянно путешествует. И этот процесс называется «Круговорот воды в природе». (Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет, как это происходит).
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для выявления новых свойств воды.
2) формировать опыт под руководством воспитателя, фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель: Ребята! Говорят, что вода волшебница!
Вы хотите узнать почему?
А давайте с вами пройдем в лабораторию.
Превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. Вы сможете?
4. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать представление детей о свойствах воды.
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального
переживания радости открытия.
Ребята, вы хотите узнать в чём же волшебство воды? (ответ)
Выберите себе место в нашей лаборатории. Занимайте любое, свободное место. (Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и провести опыты. Перед каждым ребенком стоят пластиковые стаканчики и лежат
трубочки для проведения опытов).
Опыт№1 «Вода жидкая, может течь»
Дать детям 2 стакана: 1-с водой, 2-пустой. И предложить перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: «Льётся вода? Почему?». Вывод: вода жидкая, льётся. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Опыт №2 «Вода прозрачная».
Какого цвета вода? На столе стоит стакан с водой, другой с молоком. (Стаканчики с молоком воспитатель на подносе раздаёт детям, а с водой остаётся). Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что произошло с ложечкой? (она видна). А сейчас давайте опустим ложечку в стакан с молоком. Что заметили? (её не видно). Хорошо! Молодцы!
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вывод: вода бесцветная, прозрачная.
Опыт №3 «У воды нет вкуса».
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта, Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду солёной, горькой, кислой, сладкой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Физкультминутка.
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Опыт №4 «У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду. Дети нюхают воду. Какой запах вы чувствуете? (ответы-совсем не пахнет). Поменяйтесь стаканчиками друг с другом, понюхайте ещё раз. Ни у кого не пахнет. Какой мы можем сделать вывод? Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №5 «Вода не имеет формы».
Налить воду в два разных сосуда по вашему выбору. Посмотрите вода у нас та же самая, а вот форма у неё стала другой. Вывод: в отличии от твёрдых тел вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда в который её наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то она растечётся по плоскому полу лужицей.
Опыт №6
Ещё одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе лежат различные вещества: мука, масло, сахар.
А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:
- сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остаётся прозрачной.
- мука тоже растворяется, но вода становится мутной, после того, как стаканчик с водой постоит, мука оседает на дно, но растворы продолжают быть мутными.
-масло не растворяется в воде: оно либо растекается по поверхности воды тонкой пленкой, либо плавает воде в виде желтых капелек.
А теперь мы попробуем нашу воду отчистить. Для этого мы сделаем фильтр из ватных дисков вложенной в воронку.
По окончанию процесса делаем следующие выводы :
-Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо. Видны следы масла.
-хуже всего отфильтровался сахар, который хорошо растворился в воде.
- после фильтрования раствора муки остались мелкие частички, но большая часть осталась на самом фильтре.
Так как вода растворяет в себе много веществ, то её надо фильтровать. С фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры тоже фильтрованная. Сначала воду берут из какой нибудь реки или подземного водохранилища. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить компот. Но даже такую очищенную, отфильтрованную от грязи воду, нельзя пить прямо из под крана. В ней ещё могли остаться микробы, которые благодаря своим микроскопическим размерам, прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого её можно пить.
6. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактическая задача: закреплять знания о свойствах воды.
Воспитатель: Ребята, скажите с какими свойствами воды, мы сегодня познакомились?
Кому и для чего нужна вода? Ответы детей (почти всё живое на земле не может обойтись без воды; звериные тропы в лесу ведут к водопою; птицы летят к рекам, озёрам; люди издавна выбирали себе место у воды, селились по берегам рек, озёр, там, где питья вдоволь; человек тоже на половину состоит из воды.)
7. Осмысление.
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей знания, которые они получили.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были? (в лаборатории)
Кем мы были? (лаборантами)
Что мы с вами делали? (проводили опыты)
Что мы хотели узнать? (свойства воды)
Какая она? (жидкая, без запаха, прозрачная, без вкуса.)
Вам интересно было узнать о свойствах воды?
Что вам понравилось? Запомнилось?
Спасибо всем!