Елена Кукушкина
Конспект НОД в группе компенсирующей направленности «Наши имена» (старший дошкольный возраст)
Конспект НОД
в группе компенсирующей направленности
Тема «Наши имена»
Из опыта работы учителя-логопеда
МБДОУ «Детский сад № 430»
Кукушкина Е. А., март 2018 г.
Задачи:
- образовательные
помочь ребёнку осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость, уникальность каждого человека;
Публикация «Конспект НОД в группе компенсирующей направленности „Наши имена“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Я и мое имя, имена
- Темочки
учить детей называть своё полное имя, фамилию и отчество, дать знания о роде и родовом дереве;
- развивающие
активизировать словарь: имя, отчество, фамилия, тезка, род;
обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: «Имя» - знакомство с происхождением имен;
развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать;
упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имен, отчества;
помочь развитию связанной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы;
совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи;
- воспитательные:
воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим;
способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.
Ход НОД
Д. : Здравствуйте, гости!
Здравствуйте, дети!
Стук в дверь – приходит Незнайка.
В. : Кто-то опоздал. Наверное, ещё один гость.
Входит Незнайка.
В. : Ребята посмотрите, это наш старый знакомый! Давайте с ним поздороваемся!
Д. : Здравствуй Незнайка!
Н. : Здравствуйте, дети! Петя, Гена, Таня, Катя, …
В. : Незнайка! Ты всех перепутал!
Н. : Ну и что! А я так хочу вас называть!
В. : У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других.
Загадка:
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух его назвать.
Д. : Имя.
Дети называют свои имена и объясняют Н. откуда они их взяли и почему нельзя их путать.
Д. : Незнайка, нам имя дали родители, когда мы только родились.
Оля: меня назвали в честь княгини.
Яна: меня назвали в честь моей бабушки!
Дети объясняют Незнайке откуда появились их имена.
Н. :А я не знал, что имена даются навсегда!
В. :Незнайка, а давай мы тебе покажем и расскажем откуда берутся имена. Мы приглашаем тебя с нами в путешествие. Мы отправимся на паровозе. У него тоже есть имя, только нам нужно его расшифровать.
«букашка»
1 2 3 4 5 6 7
Б У К А Ш К А
Дети отгадывают имя паровозика.
Дети, называя свое имя, входят в вагон. Паровозик дает гудок и дети отправляются в Город Имен.
Поехали! Музыка «Паровоз букашка».
1 остановка «Я родился».
Коляски с детьми. Розовый и голубой чепчики. На ручках бирки с цифрами.
Д. : Незнайка, смотри, здесь малыши, которые только родились! И у них на ручках бирочки с номером.
В. : Незнайка, ты бы хотел, чтобы тебя называли цифрами, например, 1815?
Н. : Ой, нет, я не хочу быть цифрой! Я же Незнайка! Меня все так зовут!
Игра:Дети придумывают имена для кукол, для мальчика и для девочки, называют их ласково, т. к. они маленькие.
Поехали дальше!
2 остановка «Я и моя семья».
В. : Посмотрите, ребята, мы приехали на станцию «Я и моя семья».
Выставка рисунков: «Портрет моей семьи».
Здесь ребята показывают членов своей семьи, рассказывают про своих родителей, как их зовут, фамилии.
Миша: У нас с мамой и папой одинаковая фамилия – мы одна семья!
В. : Но иногда, Незнайка, бывают люди с одинаковой фамилией – это однофамильцы.
3 остановка «Заглянем в будущее».
Игра: «Назови свое полное имя и отчество».
В. : Дети, представьте, что вы выросли и стали кто-то водителем автобуса, кто-то учителем в школе. И все к вам обращаются уважительно, по имени-отчеству. Скажите, как это будет звучать? Передавайте доброе сердечко по кругу.
Миша: Михаил Максимович.
Ответы остальных детей.
Незнайка: Ребята, а что это значит Максимович, Валентиновна, что это такое?
Дети объясняют Незнайке, что такое отчество.
В. : А у тебя Незнайка отчество Николаевич.
Поехали дальше!
4 остановка. Физкультминутка «Дом имен»
Эй, ребята! Встаньте в круг!
Вот как много стало рук (руки вперед, тыльной стороной кверху)
Чьи же руки, подскажите (дети называют свои имена)
И ладошки покажите (переворачиваю ладошки кверху)
А теперь за руки взялись,
И по кругу пробежались!
Сделали поуже круг (дети соединяют руки над головой)
Крышу сделали из рук.
Получился дом имен (взявшись за руки делают круг шире)
В этом доме мы живем (руки вверху).
5 остановка. «Придумай имя»
В. : Смотрите, ребята! Что это за карточки? Они все перепутаны! Давайте попробуем разобраться в них!
Собираем пазлы (дедушка, бабушка, доктор, клоун и т. д., называем кто получился, придумываем имена согласно профессии, возраста полученного изображения.
В. : смотри Незнайка, клоуну нужно смешное имя, бабушке – имя-отчество, малышу – уменьшительно-ласкательное, и т. д.
6 остановка «Что означает наше имя?»
В. :Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же имя наше значит.
Артур – латин., сила, мощь. ещё вариант – пахарь.
Арина – греч., мир, покой.
Егор – греч. земледелец.
Михаил – др. иудейск., равный, подобный Богу.
Никита – греч. победитель.
Ольга – славянск., святая, светлая, священная, мудрая, ясная.
Яна – др. еврейск., милость Божья.
Н. : Ребята! У вас что же несколько Миш? Как такое возможно?
Дети: Да, такое бывает! Если люди имеют одинаковые имена – их называет тёзками!
7 остановка. «Родовое дерево»
В. :Ребята! Смотрите! Что это такое?
Читает: Родовое дерево Кукушкина Миши.
Миша, расскажи, пожалуйста, что это такое?
Миша:Родовое дерево я нарисовал
И на этом дереве всю семью собрал!
Дедушка и бабушка – это корни наши,
Ствол – мои родители,
Ветки – я и Коленька, мой братишка маленький!
Ребята и Незнайка рассматривают родовое дерево.
В. : Незнайка, у каждого человека есть родовое дерево и каждый из вас может его нарисовать. На дереве необходимо указать себя, своих родителей, дедушек и бабушек. Ребята, давайте вы дома, вместе с родителями попробуете нарисовать свое родовое дерево и потом нам покажете, что у вас получилось.
8 остановка «Мой портрет».
В. : Дети, давайте нарисуем свои автопортреты, подпишем свои имена и подарим Незнайке, чтобы он заполнил как нас зовут!
Рисуем автопортрет, подписываем имя.
Едем домой. Перечисляем имена.
Музыка.
Прощаемся с Незнайкой, он благодарит нас за путешествие и за объяснение об имени и семье.
Итог занятия:
В. :Дети, о чем мы сегодня говорили?
Д. : об именах, отчествах, фамилиях, семье, значениях имен, родовом дереве!
В. : Дети, что мы сегодня делали?
Д. : путешествовали, играли, рисовали!
В. : Верно! Мы сегодня узнали много интересного об именах, отчествах, фамилиях! А ещё мы узнали, что такое родовое дерево и я предлагаю вам дома с родителями сделать свое родовое дерево.