Елена Ма ши
Конспект НОД «В гости к хозяйке луга» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
В гости к хозяйке луга.
Цель. Создание условий для уточнения и расширения знаний детей о насекомых.
Задачи. Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки.
Ход занятия: Дети стоят полукругом, перед ними зеленая лужайка с луговыми цветами. На лужайке корзина с заданиями и насекомыми.
Воспитатель. Ребята давайте назовем, какое сейчас время года.
Ответы детей. Весна.
Воспитатель. Правильно весна!
Публикация «Конспект НОД „В гости к хозяйке луга“ для детей средней группы» размещена в разделах
Воспитатель. Сегодня мы отправимся на прогулку на весенний луг. Посмотрите как красиво здесь, сколько разноцветных цветов. Но кого-то здесь не хватает?
Ответы детей. Насекомых.
Воспитатель. Ребята, хозяйка луга заколдовала насекомых полянки и сделала их невидимыми. Что же делать? Как нам быть? Поможем расколдовать насекомых? Но для этого нам нужно очень постараться, и выполнить все задания.
Воспитатель обращает внимание детей, что на лужайке не только цветы, но и корзина стоит, а в корзине письмо адресованное детям от хозяйки луга.
Воспитатель. Посмотрите ребята в корзине письмо для нас. Интересно узнаем от кого оно.
Текст письма.
«Здравствуйте ребята. Пишет вам хозяйка луга. А что бы узнать кто я, вам надо отгадать загадку.»
Загадка. Домовитая хозяйка
полетает над лужайкой,
похлопочет над цветком -
он поделится медком.
Ответы детей. Пчела.
(Картинку с насекомым вывесить на доску)
Воспитатель. Расскажите, что вы знаете о пчеле.
Ответы детей. Туловище пчелы полосатое – с желтыми и черными полосками. Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полете она расправляет крылья в стороны. Пчёлы дают нам мёд. Их дом – улей.
Воспитатель. Тело пчелы делится на три части: голову, грудь и брюшко. Пчёлы – наши лучшие друзья. В этом нет преувеличения. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удовольствие, счастье быть здоровым.
Они наверняка самые известные и самые уважаемые насекомые. Причин, пожалуй, две. Во-первых, пчелы – единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу, и потому, безусловно, полезные. Во-вторых, с давних пор пчела служит символом трудолюбия.
Воспитатель. А теперь покажем движения пчелы.
Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение пчелы покажи…» Имитируют движение пчелы.
Воспитатель. Но загадки, пчела подготовила не только о себе, но и о своих друзьях насекомых, которые тоже живут на этой лужайке. Давайте мы узнаем кто же это.
Загадка. На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это …
Ответы детей. Стрекоза.
(Картинку с насекомым вывесить на доску)
Воспитатель. А что вы знаете о стрекозе?
Ответы детей. У стрекозы тонкие прозрачные крылья. Стрекоза может очень быстро летать. Даже когда стрекоза отдыхает, её крылышки распростерты в стороны. У стрекозы четыре крылышка.
Воспитатель. У стрекозы два больших глаза. При отсутствии слуха и ограниченном обонянии, самое главное преимущество стрекозы — это ее глаза. Считается, что стрекозы имеют самое сложное строение глаз среди всех насекомых, что дает им невероятное преимущество при охоте. Поедая комаров, слепней и других кровососов стрекозы приносят большую пользу.
Воспитатель. Ну а теперь покажем, как двигается стрекоза.
Проводится игра «На полянку шли». Дети имитируют движения стрекозы.
Воспитатель. Слушайте следующую загадку.
Загадка. Возле пня теремок
Вырос строен и высок
В теремке полно жильцов
Работящих молодцов.
Ответы детей. Муравей.
(Картинку с насекомым вывесить на доску)
Воспитатель. Расскажите о муравье.
Ответы детей. Муравей черного цвета. У него нет крыльев. Муравьи строят муравейники.
Воспитатель. Муравьи живут семьями в гнёздах, называемых муравейниками, которые устраивают в почве, древесине, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц. Питаются преимущественно соком растений.
Проводится игра «На полянку шли». Дети имитируют движения муравья.
Воспитатель. Загадка. Он зеленый, попрыгучий.
Совершенно неколючий,
На лугу стрекочет,
Удивить нас хочет.
Ответы детей. Кузнечик.
(Картинку с насекомым вывесить на доску)
Воспитатель. Что вы знаете о кузнечике?
Ответы детей. Он зелёного цвета. Кузнечик может далеко прыгать.
Воспитатель. Очень часто кузнечики имеют внешний вид и окраску, сходную с внешним видом и окраской листьев или других частей растений, на которых живут. Кузнечика мы узнаем по тонким ножкам и усам, по длинным и ровным крылышкам, при помощи которых они стрекочут. А ещё здорово смотреть, как прыгают эти насекомые: подпрыгивают высоко-высоко, а потом при помощи крыльев парят в воздухе как парашютисты. Стоит только найти кузнечика и немножко его спугнуть, и вы увидите, как молниеносно он умеет скакать. Их раскраска позволяет им очень быстро спрятаться. Часть видов питается только растениями.
Воспитатель. А давайте немного отдохнем и тоже попрыгаем как кузнечики.
Физминутка. Поднимайте плечики
Прыгайте кузнечики
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели – травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгать на носках легко. (Действия выполняются за словами).
Воспитатель. Загадка. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Ответы детей. Бабочка.
(Картинку с насекомым вывесить на доску).
Воспитатель. Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветком?
Ответы детей. У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок.
Воспитатель. А почему их нельзя трогать за крылышки?
Ответы детей. Вы не только повредите их, но и сотрете краску. Сделать это очень легко.
Воспитатель. Очень часто можно увидеть, как бабочки садятся на цветок и опускают в его чашечку тонкие хоботки. Кушают бабочки цветочный нектар, но некоторые виды могут питаться фруктами и мёдом. В общем, бабочки – сладкоежки.
Проводится игра «На полянку шли». Дети имитируют движения бабочки.
Воспитатель. Следующая загадка:
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто гуляет по моей ладошке?
Ответы детей. Божья коровка.
(Картинку с насекомым вывесить на доску)
Воспитатель. А вы знаете, почему её назвали коровкой? Ее назвали так потому, что у нее на ножках выделяется оранжевое молочко.
Воспитатель обращает внимание детей на лужайку и с поляны берет цветок. На цветке «бумажные божьи коровки», предлагает каждому взять в ладошку по одной.
Воспитатель. Говорят, что если божья коровка сядет на ладошку, это принесёт удачу. Расскажите, какие мы знаем заклички про божью коровку.
Заклички. Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.
Божья коровочка!
Полети на облачко!
Сухо будет – полечу!
Сыро будет – посижу!
Дети дуют на насекомых, и они «разлетаются по поляне».
Воспитатель. Ребята, посмотрите на доску и скажите, как одним словом называются изображения на картинках.
Ответы детей. Насекомые.
Воспитатель. Чем похожи все насекомые?
Ответы детей. У них есть голова, грудь, брюшко и шесть ног. На голове есть глаза, усики и рот.
Воспитатель. А чем они отличаются друг от друга?
Ответы детей. У одних насекомых есть крылья, а у других нет. Они все разного цвета и величины. У всех насекомых разные глаза, усы и рот.
Воспитатель. Назовите, у кого из насекомых есть крылья?
Ответы детей : Пчела, бабочка, стрекоза, божья коровка.
Воспитатель. А для чего насекомым крылья?
Ответы детей : С помощью крыльев насекомые могут летать. А у кого нет крыльев, могут быстро ползать и прыгать.
Воспитатель. Сегодня мы много узнали о насекомых спасибо нашей хозяйке луга - Пчелке.
Послушайте, что еще нам она написала.
Воспитатель берет снова письмо и читает.
Текст письма. (В это время звучит «музыка природы»)
«Сейчас весна. С каждым днем становится все теплее. Пусть насекомые летают, ползают, собирают нектар. Встретив в природе насекомых, берегите их не мешайте им делать важные дела. Ведь каждое насекомое для чего-то необходимо нашей Природе. Ребята, а что бы вы помнили обо мне и моих друзьях, я вам оставлю картинки с изображением насекомых, а вы их раскрасите.
Воспитатель. Дети в свободное время мы с вами раскрасим насекомых и оформим коллективную композицию «Весенний луг», где будет много цветов и разных насекомых.