Лариса Ремённая
Конспект НОД «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Удивительные камни»
Цель: Развитее познавательной активности ребенка в процессе знакомства с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи образовательных областей:
Познание:
Познакомить детей со свойствами камней посредствам поисково-экспериментальной деятельности.
Развивать и активизировать познавательную деятельность через мышление (классификацию, суждение, умозаключение, внимание и память (вербальную, двигательную, образную аффективную).
Публикация «Конспект НОД „Удивительные камни“» размещена в разделах
Формировать поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
Коммуникация
Совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
Безопасность:
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Социализация:
Воспитывать у детей любознательность, уважительное отношение к неживой природе
Планируемый результат:
повышение уровня интеллектуально-личностного развития,
повышение познавательной интереса к практическим опытам с камнями.
Интеграция: П., К., Б. ,С.
Предварительная работа: изготовление макета гор, чтение сказки Бажова П. П. «Хозяйка медной горы», сбор коллекций камней, наблюдения на прогулках.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, видео письмо, макет вулкана с кратером, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость.
На каждого ребенка: салфетки, поднос с разнообразными камнями, емкость для опыта с водой, лупа.
Ход
I. Создание совместного настроя на работу
Дети входят в группу.
Воспитатель:
-Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Дети вместе с воспитателем произносят стихотворение.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
Воспитатель:
- А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
II. Введение в тему.
- Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок.
Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет.
Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.
Воспитатель достает камень. Включается видеозапись.
СЛАЙД №1
Хозяйка Медной горы:
Здравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень
любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете
её. Может вы сможете помочь моей беде. Злой колдун превратил все мои
камни-самоцветы в щепки и пока я не узнаю главную тайну камней, какие у
них свойства – чары не рассеются.
Воспитатель:
В. :- Ну что, ребята, поможем хозяйке медной горы?
- Я предлагаю вам отправиться в нашу исследовательскую лабораторию.
- Одевайте халаты и шапочки и присаживайтесь на свои рабочие места.
- Давайте вспомним правила при работе в лаборатории.
Воспитатель показывает карточки-схемы: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием, убирать за собой рабочее место.
III. Основная часть. Проведение опытов.
Воспитатель:
Опыт 1. Определения цвета и формы
Воспитатель:
- Сначала мы определим какой формы, цвета бывают камни.
- Уберите салфетки, возьмите камни и рассмотрите какого они цвета, какая у них форма.
Воспитатель: Какой сделаем вывод?
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Воспитатель прикрепляет схему к доске.
Опыт 2. Меняет ли камень форму.
Воспитатель:
-Как вы думаете, меняет ли камень форму? (Ответы детей.)
Да или нет
Проведем эксперимент.
- Возьмите в руку любой камень и сожмите крепко-крепко.
- Изменил ли он форму? Нет? А почему?
Воспитатель: - Какой сделаем вывод?
Вывод: камень не меняет форму потому, что он твердый и плотный.
Воспитатель прикрепляет схему к доске.
Опыт 3. Определение размера
Воспитатель:
-Все камни одинакового размера? (ответы детей)
- Давайте это докажем.
- Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.
Дети выполняют задание.
В. : -Какой сделаем вывод?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Воспитатель прикрепляет схему к доске.
Опыт 4. Определение характера поверхности
Воспитатель:
- Ребята, поверхность у камней одинаковая? (ответы детей)
Да или нет
Проведем эксперимент
- Как это проверить? (погладить каждый камушек)
Дети выполняют задание.
Хорошо, проверили.
-Какой сделаем вывод?
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Воспитатель прикрепляет схему к доске.
Опыт 5. Рассматривание камней через лупу
Воспитатель:
- Как лучше рассмотреть поверхность камня?
-Что нам для этого понадобится? (лупа)
(Дети рассматривают все свои камни)
В. : -Что интересного вы увидели? Какой сделаем вывод?
Вывод: На камнях есть рисунок. (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. п.)
Воспитатель прикрепляет схему к доске.
Опыт 6. Определение температуры.
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами будем определять температуру камня.
Как это можно сделать? (дети предлагают способы действия)
(Дети берут камни и по-очереди прикладывают к щеке)
Воспитатель:
-Какой сделаем вывод?
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель прикрепляет схему к доске.
Опыт 7. Звук.
Воспитатель:
-Ребята, камни могут создавать звук? (ответы детей)
Да или нет
Проведем эксперимент
- Как можно это проверить? (стукнуть камень о камень, насыпать в пластмассовые коробочки немного мелких камушков, закрыть и погреметь.)
Воспитатель:
-Какой сделаем вывод?
Вывод: камни могут создавать звук.
Воспитатель прикрепляет схему к доске.
Опыт 8. Есть ли в камне воздух.
Воспитатель:
-Есть ли в камне воздух? (ответы детей)
Да или нет
Проведем эксперимент
-Как проверить есть ли в камне воздух? (опустить камень в воду, посмотреть идут ли пузырьки)
Воспитатель: Какой сделаем вывод?
Вывод: в камне нет воздуха.
Воспитатель прикрепляет схему к доске.
В. : - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на дОску. Давайте расскажем о свойствах камней по схемам.
(Дети по-очереди рассказывают обо всех проделанных опытах.)
Воспитатель:
Давайте с вами поиграем
Про камни кое-что еще узнаем.
Физминутка
С другом мы гулять пойдем, (встают парами, шагают на месте)
Речку – каменку найдем.
Речка весело журчит (руки вперед, движение «волна»)
И по камушкам бежит.
Через речку мы вдвоем (шагают на месте)
По мосточку перейдем.
Мостик каменный стоит, (пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит. (руки вперед, движение «волна»)
Из камней построен дом, (движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдем. (руки над головой в форме «крыши»)
Мостик каменный стоит, (пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит. (руки вперед, движение «волна»)
Домик прочный из камней, (руки над головой в форме «крыши»)
Для друзей всегда открыт! (руки в стороны ладонями вперед).
СЛАЙД №2
Воспитатель: Обратите внимание на экран.
- Разные камни есть на нашей планете земля (на экране образцы камней)
Кто силач и богатырь,
Носит камешек – сапфир.
Тот, кто любит аметист,
Дружбе верен, сердцем чист.
Самоцветный камень красный,
Это камень –яшма.
На закат похож гранат,
На восход похож агат.
СЛАЙД №3 (горы)
-А, там где их много, образуются горы. (на экране горы)
СЛАЙД №4
Хозяйка Медной горы
- Спасибо, дорогие ребята, вы очень помогли мне узнать тайну камня. А если вам захочется снова окунуться в удивительный мир камня, почаще смотрите вокруг себя, и вы непременно встретите молчаливых жителей моего каменного царства. А на прощание я хочу рассказать вам одну легенду.
СЛАЙД №5
«Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.
СЛАЙД №6
А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.
СЛАЙД №7
Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.
– Вулкан работает, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Ребята, разные вулканы извергаются по-разному.
СЛАЙД №8
Иногда они как будто взрываются. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор.
СЛАЙД №9
А бывает, лава, выходящая из вулкана, вытекает «спокойно». Лава - это огненная жидкость
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите увидеть, как извергается вулкан? (ответы детей) Давайте попробуем его «запустить», посмотрим, что у нас получится.
Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. (Вода с лимонной кислотой, в вулкане – красная краска и сода). Наблюдают «извержение вулкана».
Воспитатель:
В. : - Ребята, вам интересно было сегодня в нашей лаборатории? (ответы детей)
Спрашиваю у каждого, что понравилось и что особенно было интересно.
-Молодцы, ребята! Вы сегодня были замечательными учеными-лаборантами. Мне с вами было очень интересно. А теперь давайте приведем свои рабочие места в порядок, снимем и сложим фартуки и шапочки. Спасибо!