Светлана Митряева
Конспект НОД «Камни бывают разными»
▼ Скачать + Заказать документы
Камни бывают разными
ГБДОУ №54
Технологическая карта совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Почемучки»
Тема недели «Нерукотворный мир (вода, свет, воздух, огонь)», «Мужские профессии»
НОД: Природный мир
Автор Митряева С. А.
2016г.
Цель для педагога:
Создание условий для развития исследовательских способностей детей
Педагогические задачи:
1. Образовательные
Публикация «Конспект НОД „Камни бывают разными“» размещена в разделах
Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней
2. Развивающие
Развивать умение пользоваться таблицей, делать в ней зарисовки, использовать символы
3. Воспитательные
Способствовать формированию умений проводить исследования в малой группе, выполнять задания по очереди, уступать друг другу.
Поддерживать позитивные взаимоотношения между дошкольниками.
Цель для детей:
Помочь кроту и мыши узнать, чем отличаются камни друг от друга.
Задачи для детей: (этапы занятия)
1. Просмотр видеописьма, обнаружение малахитовой шкатулки
2. Выбор камней для исследования командами, получение заданий
3. Выполнение командами заданий в центрах
4. Сбор команд за круглым столом, заполнение сравнительной таблицы
5. Запись видеописьма для крота и мыши
Форма проведения: совместная деятельность
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная
Используемые технологии, приемы, педагогические средства: получение и просмотр видеописьма, обнаружение малахитовой шкатулки, рассматривание и выбор камней для исследования, рассматривание карты исследования с заданиями, выполнение заданий в трёх центрах, сбор за общим столом. Приемы педагогической поддержки: похвала; поддержка ощущения успешности; поисковые вопросы; побуждающие и направляющие диалоги; положительное подкрепление.
Материал, оборудование: Ноутбук с записью озвученного отрывка из мультфильма «Дюймовочка», материалы для исследований: 3 камня – керамзит, гранит, уголь; определитель камней, лупа, весы с гирями, мелкие камни, стакан с водой, линейка
Предварительная работа: Дидактические игры: «Про что я говорю», Игра «Камень, ножницы, бумага!», беседа на тему: «Для чего нужны полезные ископаемые?», Чтение и обсуждение сказок П. Бажова «Хозяйка медной горы», стихотворение «Уральские камешки», рассматривание полезных ископаемых (кварц, нефть, газ, слюда, песок, гравий)
Мотивация к деятельности Предполагаемые действия детей
Ребята, утром нам на электронную почту пришло видеописьмо, хотите посмотреть?
Значит нам ещё что – то прислали?
Так вот что это за ведро с землёй, посмотрим, что здесь? Это же малахитовая шкатулка, про которую мы с вами недавно читали.
Вот эти камни, про которые нам крот с мышью рассказывали! Интересно, где же посмотреть, как они называются?
Итак, мы выяснили, что за камни нам прислали, что нам нужно делать с ними дальше?
Значит, нам нужно их исследовать? У нас как раз и центры для исследования есть и готовые команды, которые образовались по названиям камней, напомните, ребята, названия своих команд. Осталось только капитанам выбрать камень для исследования, выбирайте капитаны
А вот и карты для наших исследований, с которыми каждая команда пойдёт по трём центрам.
Слушайте, что нужно делать: сначала каждая команда запишет на карте своё название и название своего камня.
В центре «Лаборатория интересных открытий» что вы будете исследовать? Что обозначают цветные круги? Правильно, вам необходимо будет зарисовать цвет камня. Что вам необходимо сделать дальше, в графе «рука с мелом»? Правильно, указать в карте «+» если оставляет или «-» если не оставляет. Также вам нужно узнать, тонет ли ваш камень или нет, а ещё рассмотреть, есть ли на камне узоры или трещинки.
В центре «Малахитовая шкатулка» вам необходимо узнать из скольких звуков состоит название вашего камня, сколько из них гласных, а сколько согласных звуков, на сколько слогов делится слово.
В центре «Счётная палата» что вам надо сделать в графе с весами? Конечно, и записать сюда его вес. Что делаем в графе с линейкой? Также записываем в графу.
Вы узнаете в этом центре, сколько в маленьких камнях весит ваш камень, положив их на чашу весов, а также определите форму вашего камня, зарисовав её в соответствующей графе.
На выполнение заданий в каждом центре вам даётся 5 минут (песочные часы, когда время выйдет, вы услышите звон колокольчика и переходите в другой центр.
Когда каждая команда пройдёт по трём центрам, мы все соберёмся за круглым столом, чтобы сравнить наши камни.
Капитаны подходите, выбирайте центр, в который ваша команда пойдёт первой.
Воспитатель сначала идёт в лабораторию интересных открытий, задаё т детям вопросы:
- что вы будете делать сначала?
- кто начнёт первым, вы выбрали?
- на какой бумаге удобней проверить, оставляет ли камень следы, почему?
- кто продолжит исследование в лаборатории?
- как вы думаете, почему камень утонул или почему он не тонет?
Вопросы к детям в центре малахитовая шкатулка:
- вы записали название своего камня?
- кто будет считать количество звуков? А кто будет проверять, правильно ли он посчитал?
- как ещё можно показать количество слогов? (прохлопать)
- если вы быстро справились с заданием, запишите слово в свой паспорт хранителя камня в виде гласных и согласных звуков
В центре «Счётная палата» примерные вопросы к детям:
- проверьте, правильно ли Лика подобрала гирьки к камню, он столько весит?
- как ты думаешь, сколько примерно маленьких камней будет весить ваш камень, давай проверим
- как ты узнал величину камня? что ты запишешь в карту исследования?
- какую важную информацию из этого центра ты бы записал в паспорт хранителя камня? Запиши её, если осталось время.
Команды, подходите со своими картами к общему столу, запишем теперь в сравнительную таблицу, что у нас получилось.
Капитан команды «Изумруд», запишите свои результаты по камню.
А теперь капитан команды «Аметист», занесите свои результаты в таблицу
Ну и наконец команда «Жемчуг» нам покажет свои результаты.
Замечательно, ну а теперь нам необходимо записать видеописьмо для крота и мыши и рассказать, чем эти 3 камня отличаются друг от друга. Кто желает выступить?
Теперь наши подземные жители будут знать, чем камни отличаются друг от друга благодаря вам, ребята. Ну, а если им ещё понадобится наша помощь, я думаю, вы им не откажете.
Дети сидят на стульях возле телевизора, смотрят видеописьмо
Находят ведро с землёй, подходят к круглому столу. Высыпают землю на поднос, обнаруживают малахитовую шкатулку с камнями и вспоминают, что читали сказку П. Бажова «Малахитовая шкатулка»
Дети за круглым столом рассматривают камни, Предлагают посмотреть в определителе. Выясняют, что среди находки не все камни, есть и семена (каштан, фасоль, которые крот по незнанию принял за камни.
Дети повторяют просьбу мыши и крота узнать, чем отличаются камни друг от друга.
Дети называют свои команды: «Жемчуг», «Изумруд» и «Аметист».
Капитаны выбирают камень для исследования.
Рассматривают карту исследования, слушают задания.
Дети рассуждают, что цветные круги могут обозначать цвет камня
Дети рассуждают, что необходимо узнать, оставляет ли камень следы
Ребята говорят, что нужно взвесить камень
Далее камень необходимо измерить
Капитаны выбирают первый центр из трёх предложенных и ведут туда свою команду.
Дети выполняют задания в центрах, предварительно написав на карте название своего камня и своей команды.
В центре «Лаборатория интересных открытий» дети:
- рассматривают цвет камня и зарисовывают его в таблицу.
- исследуют, оставляет ли их камень следы, начертив линии на бумаге, ставят в таблицу соответственно «+» или «-
- рассматривают с помощью лупы, есть ли на камне узоры или трещины, также заполняя таблицу
- опускают в воду, проверив, тонет ли их камень.
В центре «Малахитовая шкатулка слов» дети:
- пишут или выкладывают из букв название своего камня, считают количество звуков в слове и заносят его в графу таблицы.
- считают количество слогов в слове, записывают число в таблицу;
- определяют, сколько гласных и согласных звуков в названии камня, записывают в таблицу.
В центре «Счётная палата» дети:
- пользуясь весами и гирьками, взвешивают свой камень, результат записывают в таблицу.
- на глаз определяют форму камня и зарисовывают её в графу таблицы
- измеряют линейкой величину камня в сантиметрах, цифру заносят в таблицу
- кладут на одну чашу весов свой камень, а на другую, для равновесия, мелкие камни. Подсчитывают количество мелких камней и записывают в таблицу.
После выполнения заданий, дети подходят к круглому столу и команды по очереди заполняют сравнительную таблицу камней.
Ребёнок рассказывает, опираясь на таблицу, чем камни отличаются друг от друга, после выступления, остальные дополняют.