Федоренко Татьяна Александрона
Конспект НОД «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Удивительные камни»
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей посредством экспериментирования с камнями.
Задачи:
1. Создать условия для приобретения детьми опыта участия в ситуациях речевого общения (речевое развитие).
2. Создать условия для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественной литературы (художественно-эстетическое развитие).
3. Обеспечить условия для самостоятельного выбора материала и способов действий с ним (социально-коммуникативное развитие).
Публикация «Конспект НОД „Удивительные камни“» размещена в разделах
4. Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие).
5. Обеспечить условия для формирования познавательных действий (познавательное развитие).
6. Создать условия для развития мелкой моторики рук (физическое развитие).
7. Обеспечить условия для развития творческой активности (художественно-эстетическое развитие).
Организация детских видов деятельностей:
общение ребёнка со взрослым;
общение ребёнка со сверстниками;
исследовательская деятельность (исследовательская практика);
трудовая деятельность;
двигательная деятельность;
художественно-эстетическая деятельность.
Оборудование и материалы:
И. К. Т. презентация, слайды,
Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
сундучок ощущений.
Набор схем – рисунков.
Шапка ученого.
Набор камней на каждого ребенка.
Лупы.
Стакан с водой, ложка.
Большие подносы.
Салфетки маленькие.
Салфетки большие.
Коробка с ячейками.
Предварительная работа: Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”.
Словарная работа:
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Организационный момент:
Воображаемая ситуация «На горе»
(игра «Гора старушка»)
Ход НОД
После игры дети обнаруживают сундучок ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к сундучку. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри сундука? – Камень.
Воспитатель: Вы хотели бы стать учеными? С чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Какие нам нужны помощники для экспериментов?
(Дети рассматривают схемы и выстраивают алгоритм действий, делятся на пары по разрезным схемам, находят свои рабочие места, нужный материал для исследований камней).
Стол № 1. (опыт) Определение цвета, формы и размера.
Дети рассматривают лупами камни, делятся наблюдениями, какого цвета и формы у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий, овальный, треугольный, круглый и т. д.).
Вывод: камни по цвету, форме и размеру бывают разные: серые, коричневые, белые, красные, синие, овальные, треугольные, круглые, большие, маленькие, и т. д.
Стол № 3. (опыт) Определение характера поверхности.
Дети самостоятельно находят нужный материал для исследований, обследуют и делают вывод, выбрав нужную схему для того, чтобы поделиться своим опытом
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. (дети находят схему)
Стол № 4 (опыт) «Что видим глазами?»
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети.
Вывод: на камнях есть ямочки, дорожки, углубления, узоры и т. д. (схема)
Стол № 5. (опыт) Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Совместный опыт воспитателя с детьми № 6:
Определение температуры.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Совместный опыт воспитателя с детьми № 7. Плавучесть.
Дети берут ванночки с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
После проделанных опытов дети прикрепляют схемы на магнитную доску
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Надеть шапку бакалавра и сделайте важный вывод о свойствах камней? (Дети по очереди рассказывают о результатах проделанных опытов).
Рефлексия: Покажите свое отношение к экспериментам в виде смайликов.
( В пространстве группы стоят столы с кругами: красный и синий, условные смайлики, веселые и грустные)
Дети выбирают и раскладывают смайликов по кругам.
Дети приводят рабочее место в порядок, воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.