наталья кулик
Проект в подготовительной группе «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель проекта: Кулик Н. Г., воспитатель подготовительной группы.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид проекта: познавательный.
Актуальность:
Темочки:
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост.
Живя в стране, богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родной республики и страны.
Непосредственное общение с камнями способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе знакомства с разнообразием мира камней.
Задачи проекта:
Образовательные:
Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
Познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён.
Воспитательные:
Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе;
Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Развивающие:
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Продолжительность проекта: 10.02.21- 25.02.21
Основные формы реализации проекта: НОД, беседа, экспериментирование, работа с родителями.
Предполагаемый результат:
Дети: дети могут называть свойства камней;
имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней;
знают о пользе камней в природе и жизни человека;
могут находить сходства и различия у камней;
дети составляют описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный материал.
Родители: Активное участие в создание мини-музея «Кладовая природы» в группе.
Продукт проекта: мини-музей «Кладовая природы», энциклопедия «Мир камней»
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
1. Первичная диагностика детей.
2. Анкетирование родителей.
3. Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
4. Подбор дидактического и методического оснащения проекта.
Практический
1. Беседы с детьми.
2. НОД.
3. Экспериментирование.
4. Работа с родителями.
Контрольно-
коррекционный
1. Итоговая диагностика – опрос детей, родителей.
2. Анализ проведенной работы.
3. Отчет о реализации проекта.
4. Выступление на педагогическом совете.
Заключительный
1. Создание мини-музея «Кладовая природы»
Содержание работы по образовательным областям.
Познавательное развитие
Беседы с детьми:
«Нужен ли камень человеку?»
«Что мы знаем о камнях»
«Драгоценные камни»
«Как появляются камни»
«Правила поведения в музее»
Рассматривание иллюстраций в различных книгах, энциклопедиях.
Экспериментирование:
«Какой камень тяжелее?»
«Пирамида из камней»
«Тонет-не тонет?»
Опыты:
Может ли камень издавать звуки?
Меняют ли камни цвет?
Рисующие камни.
Прочный камешек.
Почему камни бывают разноцветными?
Как вода камень точит?
Дидактические игры:
«Что для чего»
«Что лишнее?»
«Найди пару»
«Продолжи ряд»
Речевое развитие
Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки» «Как живут камни» Е. Чуйко
П. Бажов «Серебряное копытце».
Стихи, пословицы и поговорки о камнях.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры «В поисках клада», «Мы геологи»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование по замыслу «Превращение камешков» (роспись на камнях)
Физическое развитие
Подвижные игры «Царь горы», «Найди свой камень»
Механизмы реализации проекта.
Развивающая среда
1. Оформление в группе уголка по теме проекта.
2. Подобрать коллекцию камней.
3. Подобрать произведения художественной литературы по теме проекта.
Самостоятельная деятельность детей • 1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах.
• 2. Самостоятельная изобразительная деятельность (рисование, раскраски).
• 3. Сюжетно-ролевые игры.
Совместная деятельность •
1. Чтение сказок, рассказов, заучивание потешек и стихотворений.
• 2. Рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях.
• 3. НОД
• 4. Дидактические игры.
• 5. Экспериментирование.
• 6. Подвижные игры.
Работа с родителями
1. Консультации для родителей.
2. Помощь в создании коллекции камней.
Планирование и организация деятельности.
1 этап - подготовительный
1 Диагностика детей и анкетирование родителей. Сформулировать цели и задачи проекта (воспитатели 10.02.21г.)
2 Консультация, беседа. Познакомить родителей с проектом. Вызвать интерес и желание в помощи реализации проекта. (воспитатели 11.02.21г.)
3 Подбор литературы, иллюстраций к проекту. Создать условия для реализации проекта. (воспитатели 11.02.21г.)
2 этап - практический
«Как появляются камни», беседа.
Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о свойствах и качествах предметов неживой природы.
(воспитатели)
НОД «Эти удивительные камни» Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
(воспитатели
15.02.21г.)
Беседа «Нужен ли камень человеку?»
Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.
Формировать элементарные представления о живой и неживой природе.
Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). (воспитатели
16.02.21г.)
Экспериментирование:
«Какой камень тяжелее?»
«Пирамида из камней»
«Тонет-не тонет?»
Опыты:
Может ли камень издавать звуки?
Меняют ли камни цвет?
Рисующие камни.
Прочный камешек.
Почему камни бывают разноцветными?
Как вода камень точит?
Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).
(воспитатели
16.02.21г-19.02.21г.)
Беседа «Драгоценные камни» Познакомить детей с наиболее распространёнными декоративными камнями и изделиями из них. Формировать эстетическое восприятие окружающего.
Показ иллюстрации коллекции камней.
(воспитатели
17.02.21г.)
Дидактическая игра «Что для чего» Продолжать детей знакомить с искусственными и природными камнями и изделиями из них; развивать мышление, память; закрепить умение работать парами, договариваться объяснять свой выбор. воспитатели 17.02.21г.
Беседа «Полезные ископаемые» Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах камней и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе. (воспитатели 18.02.21г.)
Чтение произведений П. Бажова «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»
Познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включить детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его. воспитатели ежедневно
Рисование по замыслу «Превращение камешков» Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение. (воспитатели 20.02.21г.)
Сюжетно-ролевая игра
«В поисках клада» Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету. Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.
(воспитатели 19.02.21г.)
Подвижные игры
Создание условий для оздоровления организма посредством выполнения комплекса физических упражнений. Создать бодрое настроение у детей; воспитывая привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Развивать ловкость, подвижность, координацию движений рук и ног.
(воспитатели ежедневно)
3-й этап - контрольно-коррекционный
Обработка и оформление материалов проекта. Систематизировать материал. (воспитатели 24.0221г.)
Итоговая диагностика.
Выявить уровень знаний детей по данной теме. (воспитатели 24.02.21г.)
Анализ проведенной работы.
Подведение итогов проекта. (воспитатели 25.02.21г.)
4-й этап – заключительный
Создание мини – музея «Кладовая природы»
Выставка рисунков «Горный пейзаж»
Развитие познавательных способностей детей, расширение кругозора. Пополнение развивающей среды группы. (Родители
воспитатели 19.02.21г.)
Презентация проекта.
Выступление на педсовете. воспитатели 26.02.21г.
Результат проекта:
В результате реализации проекта у детей сформировались представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, появились знания о пользе камней в природе и жизни человека. Дети имеют представление о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия; проявляют познавательные способности, демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; воплощают идеи в творческой деятельности. Познакомились с профессией геолог. Также дети узнали, что такое музей. Познакомились с правилами поведения в музее.
Родители активно участвовали в данном проекте, приносили поделки и рисунки, был изготовлен макет «Горы» для мини-музея «Кладовая природы».
В результате работы над проектом старались развить у детей диалогическую и монологическую речь, развивать познавательные способности. Итоговая диагностика показала достаточно высокий уровень знаний детей по теме проекта.
Использованная литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004;
2. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. – Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002;
3. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005;
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2003;
5. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М. : Сфера, 2005;
6. Комплексное занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005;
7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;