Елена Холева
Конспект НОД «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Программные задачи:
• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
• развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
• воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Содержание непосредственной образовательной деятельности:
Публикация «Конспект НОД „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Приветствие:
В кругширокий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нового появилось у нас в группе?
(дети ищут новые предметы и приносят воспитателю)
Давайте посмотрим, что там.
Какие-то мешочки в ней.
Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет?
Как вы думаете, что там может находиться? (Варианты ответов детей).
- Для того, чтобы узнать что находится в мешочках, вам надо отгадать загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Воспитатель: Соль - полезное ископаемое. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Откуда же произошло слово «Соль»
«Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре».
Ка вы думаете «Для чего нужна соль?
«Соль нужна для того, чтобы…» :
- чтобы консервировать овощи,
- чтобы использовать в медицине,
- чтобы посолить суп,
-чтобы посыпать дорожки зимой,
и т. д.
А вы знаете, что соль используется в медицине. Давайтеприсядем и посмотрим фильм.
Ролик «Соляная пещера»
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
(Просмотр фильма).
- Ребята, а вы знаете как называются люди, которые проводят опыты и эксперименты? (Ученые, исследователи, лаборанты, научные сотрудники).
А где они проводят опыты? (В лабораториях).
Я предлагаю вам сегодня быть учеными-лаборантами! Вы хотите?
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
Воспитатель:
Тогда я приглашаю вас в нашу научную лабораторию.
Проходите к столам и наденьтехалаты.
В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем.
Как вы поняли сегодня мы с вами будем исследовать соль.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелка с солью. Давайте рассмотрим соль.
-Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок, на снег, на сахар, на песок)
Воспитатель:А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Теперь возьмите трубочку и тихонько подуйте на соль.
Что произошло?
Какой вывод вы можете сделать в результате нашего опыта? соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, а теперь давайте возьмем ложку и попробуем надавить на соль. что мы услышали?
Ответы детей (скрип, хруст, мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).
Что еще хрустит?
Вывод: Соль хрустит, потому что состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Какой вывод мы сделаем в результате этого опыта? : значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью.? (Соль растворилась)
Зафиксируем и этот результат.
Опыт № 4. «Плавающий кусочек».
- Ребята, где можно встретить соленую воду? (В море).
- Правильно, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычная половинка сырого картофеля. Возьмем кусочек картофеля и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Картофель не тонет).
А теперь возьмите другой кусочек и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Картофель утонул).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде кусочек картофеля не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый- несоленый»
Дети услышав продукт, который можно солить приседают, а который нельзя солить поднимают ручки вверх. (банан, капуста, конфета, суп, малина, огурец, клубника, помидор, сок, грибы, яйцо, рыба)
Опыт№5.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по одной ложки соли, перемешайте и посмотрите,
в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Итак ребята, давайте обратим внимание на наш экран и подведем итог. Какие результаты мы получили в ходе наших исследований.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
(дети рисуют снежинки)
Как красиво у вас получается!
Творческая работа.
А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.
Насыпьте в тарелочку с солью 2 ложки цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.
Сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.