Людмила Жданова
Конспект ИОС с элементами экспериментирования «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Удивительная соль»
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: развитие познавательной активности, формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Публикация «Конспект ИОС с элементами экспериментирования „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные задачи: формировать способности определять взаимосвязь между предметами и явлениями; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества; формировать умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи: развивать мыслительные способности : сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ; развитие мелкой моторики и координации движений; развивать визуальное, слуховое, сенсорное восприятие.
Воспитательные задачи: создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию; создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований; воспитывать умение работать в коллективе, чувства взаимопомощи; воспитывать усидчивость и аккуратность.
Материалы и оборудование. Использование ИКТ, олень с мешочками; для дидактической игры: конверты 10 шт., разрезные картинки продуктов содержащих соль; пригласительный билет в мини-лабораторию, лупы 10 шт., соль (крупного и мелкого помола пищевая, разноцветная морская, шипучие шарики соляные, стаканы с водой по 2 на каждого ребёнка, пипетки 10 шт., чайные ложки тарелочка с солью на каждого ребёнка, картофель (2 шт.) на каждого ребёнка, стакан с солью и тарелочка с гуашью, прозрачный пакет, 2 листа А-3 с нарисованным оленем, кисточки, клей ПВА.
Предварительная работа: беседы и рассказы о пользе и вреде соли, просмотр фильмов о Северном сиянии, о жизни оленей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? Пусть хорошее настроение не покидает вас целый день!
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
дети- Доброе утро
Солнцу и птицам!
дети- Доброе утро!
Приветливым лицам!-
дети- Доброе утро!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро пусть длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, подскажите какое время года наступило? (зима) Вы наверно ждёте зимой самый лучший праздник?
Дети: Да, мы все ждём Новый год! И подарки от Дедушки Мороза!
Воспитатель: Я могу помочь вам, виртуально связаться с Дедушкой Морозом! Присядьте на волшебные стульчики (на стульях приклеены снежинки) и на секунду закройте глазки.
На экране появляется дед Мороз: Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Далеко, далеко на Севере, в царстве снега, льда и вьюг, там, где живут белые медведи, в семье северных оленей родился замечательный олененок -Алёша. Он вырос и стал помогать мне, добираться на детские праздники, вручать подарки ребятам. Но, чтобы олени были сильными и могли отправляться в далёкие путешествия, им необходима минеральная подкормка.
Ребята, какой минерал, необходим оленям? Где его добывают? Какие у него свойства?
Я отправил к вам Алёшу, дал ему несколько волшебных мешочков, которые помогут вам ответить на все вопросы.
Воспитатель: ребята, вам интересно узнать, какой минерал любит друг Дедушки Мороза, олень Алеша?
Воспитатель: Где же он? Дети находят оленя в группе.
Дети: Мы хотим посмотреть, что находится в мешочке с №1. Дети находят мешочек. Воспитатель: Пощупайте его. Как вы думаете, что в нём находится?
Дети: выдвигают несколько версий.
Воспитатель: Здесь есть загадка в помощь «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна». Открыть высыпать в тарелочку.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем нам нужна соль?
Дети: Соль мы применяем в пищу, также соль используется в медицине, соль убивает микробы.
Воспитатель: Соль полезна так, как содержит минеральное вещество - Йод.
Воспитатель: Откуда берётся соль?
Дети: затрудняются с ответом.
Воспитатель: Посмотрим фильм, как добывают соль, вы не против?
(видеоролик «Откуда берётся соль»)
Воспитатель: Соль нужна животным, так же как и человеку. Недостаток соли в организме животного проявляется внешне: у него пропадает аппетит, происходит торможение роста, появляются различные заболевания (рахит, анемия и т. д., возможно истощение. Воспитатель: Ребята, подскажите, чем питаются травоядные животные?
Дети: Травоядные животные питаются травой, сеном, листьями с деревьев.
Воспитатель: Травоядные животные получают соль только из воды и из растений. Недостаточное количество соли заставляет их прибегать к поискам соли повсюду. С целью дополнительной подкормки животных солью, люди устраивают искусственные солонцы. В любое время года олени и другие травоядные животные с большим удовольствием лижут соль. Дикого оленя можно легко приручить при помощи соли. Не случайно у северных народов имеются поговорки "За соль олень идет в неволю или олень работает за ложку соли".
Воспитатель: вы уже столько узнали, не пора ли отдохнуть?
Физминутка «У оленя дом большой»
У оленя дом большой (Руки сомкнуть над головой в виде крыши)
Он сидит, глядит в окошко (Правой рукой взяться за подбородок, опереться на левую руку)
Зайка по полю бежит (Бегут по кругу)
В дверь к нему стучит (Топот ногами, руки на поясе)
Тук-тук, дверь открой (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай! (Протягиваем руки с открытой ладонью)
Воспитатель: Посмотрим, что во втором мешочке?
Дети бегут к оленю, находят мешочек под №2 .Здесь конверты.
Воспитатель: Выберите себе конверт, пройдём к столу.
Дети открывают конверты, там разрезанные картинки.
Дидактическая игра: «Волшебные картинки»
Цель: собрать картинку из частей, развивать внимание, мышление, связную речь.
Дети рассказывают, что получилось. Называют продукты. Почему именно эти продукты положил Дедушка Мороз в конверты.
Воспитатель: Здорово. Вы отлично справились.
Воспитатель: Посмотрим, что в мешочке №3? Дети достают задание.
Воспитатель: Здесь приглашение в мини-лабораторию. И карта, как туда пройти.
Дети берут карту и следуя инструкции следуют по указанному маршруту. Подходят к столу.
Воспитатель: Ребята, что вы видите на столе?
( на середине стоят тарелочки с несколькими видами соли: обыкновенная крупная, экстра, цветная морская и шипучая)
Воспитатель: Повторим правила безопасности: не пробовать на вкус, не трогать руками глаза, если на коже есть ранки, стараться, чтобы она не попала в них, не тереть глаза. Что вы можете сказать о её внешнем виде? Как вы думаете, соль имеет запах?
Воспитатель: почему, цветная морская соль пахнет? (добавлен краситель и ароматизатор)
Пригласить за столы в мини-лабораторию.
У каждого тарелочка с солью (экстра), 2-а стакана с водой, картофель 2 шт., лупа, пипетки.
Воспитатель: ребята, возьмите лупу и хорошо рассмотрите соль, какой вывод можно сделать?
Дети: Соль состоит из маленьких кристаллов.
Воспитатель: Возьмите ложку надавите на соль. Что происходит?
Дети: Мы слышим, как соль хрустит. Также хрустит снег под ногами, когда на улице мороз. Воспитатель: Зачем зимой дорожки посыпают солью?
Воспитатель: Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится». А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем. Наберите полную ложку соли и опустите её в воду (в стакан где наклеена голубая табличка, на ней написано «Соль») и ещё раз. Что произошло? Какой вывод сделаем?
Дети: Соль растворяется в воде.
Воспитатель: Теперь наберите воду в пипетку и капните на соль. Что произошло, какой вывод сделаем?
Дети: Ничего не произошло, соль растворяется в воде если её много.
Воспитатель: Напомните мне, где мы встречаем много солёной воды?
Дети: много солёной воды в море.
Воспитатель рассказывает детям о самом солёном море в мире «Мёртвом море».
Воспитатель : Ребята, что за овощ у вас лежит? Опустите один картофель в стакан с простой водой, а второй с солёной. Что произошло? Какой вывод сделаем?
Дети: Солёная вода выталкивает предметы.
Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что пресная вода при низкой температуре замерзает, а как вы думаете, соленая вода замерзает?
Дети растерялись, ответ не знают, выдвигают разные предположения.
Воспитатель: Для вас приготовлены схемы, которые вы возьмете домой и вместе с родителями проведете дома опыт, и на следующий день вы нам расскажите, замерзает или не замерзает соленая вода.
Воспитатель: Ребята, вы видели, что соль может быть разноцветной. А как получить такую соль, вам интересно? Подойдите к столу, где у нас соль и гуашь. У меня соль в мешочке, берем ложечку с гуашью и выкладываем ее в мешочек, затем завязываем мешочек, и все это начинаем мять в руках, пока соль не окрасится. Соль окрасилась, открываем мешочек, высыпаем соль на тарелочку. Даем высохнуть. Какой вывод можно сделать?
Воспитатель: Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины.
Ребята посмотрите, сколько разноцветной соли нам привёз олень. При помощи соли можно создавать картины. Попробуем? Тогда начинаем рисовать. У нас есть 2 ватмана, с шаблоном рисунка «Олень». Берем кисточки и наносим мазки клеем вокруг оленя. Затем засыпаем, рисунок цветной солью. Что получилось? (Северное сияние). Северное сияние где бывает? (на Северном полюсе) Что вы знаете о северном сиянии? Ребята, посмотрите и скажите, каким сделала ваш рисунок соль?
Воспитатель: Ребята, так какой минерал необходим оленю Дедушки Мороза и всем травоядным животным? Соль какая? (солёная, белая, мелкая и крупная)
Какие свойства соли вы узнали? (сыпучая, растворяется в воде, легко красится)
Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, без соли жизнь живых организмов невозможна, но в больших количествах она вредна. Соль используют при приготовлении пищи, в медицине. Также соль является интересным материалом для опытов, наблюдений и творчества. Действительно, соль не зря называют волшебницей!
Мы ответили на вопрос Дедушки Мороза? Попрощаемся с ним.
(Включить видео «Дед Мороз благодарит за помощь и прощается»)