Антонина Говорова
Конспект НОД «У каждого осень своя» в подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития у детей познавательного интереса, закрепления знаний о природе, развития умения видеть красоту донского края и родного города в осенний период года посредством интеграции образовательных областей с использованием здоровье сберегающих технологий.
Предполагаемый результат: дети с интересом будут относиться к окружающей природе, любить родной город, донской край, с уважением относиться к историческому прошлому и настоящему донских казаков.
Задачи:
Образовательные
приобщать к культуре донского края, конкретизировать представления детей о социально значимых местах родного города,
Публикация «Конспект НОД „У каждого осень своя“ в подготовительная группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
учить точно отвечать на поставленные вопросы сложными и сложноподчинёнными предложениями
Развивающие
развивать связную речь, память, любознательность, умение видеть прекрасное в обычном ближайшем окружении
Воспитывающие
воспитывать чувство любви и привязанности к своей малой родине, прививать уважение к традициям родного народа.
Приоритетное направление (образовательная область) в соответствии с ФГОС ДО: «Познавательное развитие» (ПР) интегрируется с направлением «Речевое развитие» (РР, «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Виды детской деятельности: игровая, познавательная,
речевая, коммуникативная, двигательная.
Методы и приёмы. Заинтересовывающий момент, создание игровой ситуации, наглядные (рассматривание, словесные (вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, смена деятельности.
Индивидуальная работа: в ходе совместной деятельности задавать вопросы различной трудности, учитывая индивидуальные особенности детей, оказывать помощь при затруднении по потребностям.
Оборудование: мультимедийный экран, слайдовая презентация «Донская осень».
Предварительная работа. Наблюдение за изменениями в природе, поиск признаков осени на участке детского сада, заучивание пословиц об осени, беседы о временах года, прошлом и настоящем донских казаков, их обычаях, традициях и преданиях, чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций осенних пейзажей и пейзажей родного города, игры на развитие эмоциональной отзывчивости.
Ход НОД.
Воспитатель. Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут - поживают Круглый год и его четыре дочери - Зима, Весна, Лето и Осень. Они совсем не похожи друг на друга, но все они художницы, у каждой есть свой любимый цвет. Когда отец отпускает их погулять на землю, они перекрашивают всю природу в свой любимый цвет.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья,
Она птиц к югу отправляет,
Она же и деревья раздевает,
Ребята, когда это бывает?
Дети. Осенью! (слайд 1 – осень в образе женщины)
Воспитатель. Ребята, какую осень мы знаем?
Дети. Раннюю, золотую и позднюю.
Воспитатель. Какими красками пользуется осень?
Дети. Ранней осенью – это больше зеленого и немного желтого цвета. Золотой осенью – желтыми, красными, оранжевыми и немного зелеными, а поздней осенью – белыми или серебристыми
Воспитатель. Осенью растения получают меньше света, потому что солнце светит мало, становится холоднее. Хлорофилл, особое вещество, которое придаёт растениям зелёный цвет, разрушается и листья становятся желтыми, красными, багряными.
Воспитатель. На земле осень познакомилась с ветерком. Он рассказал ей, что на земле есть такое место, где люди очень любят осень и с нетерпением ждут её. Осенью они гуляют свадьбы, отмечают самый почитаемый свой праздник Покрова Божьей матери. Осени захотелось увидеть это место, узнать о нём, порадовать людей, украсив всё вокруг своими красками. И они отправились к нам. Ребята, давайте познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым временем года – осенью, которое украшает наш край и улицы нашего города. В этом нам поможет наш волшебный экран.
Воспитатель. Назовите, какие осенние признаки вы знаете?
Дети. (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Дни короче, ночь длиннее. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай).
Воспитатель. Какая у нас в этом году осень?
Дети. (В этом году осень тёплая, солнечная, сухая).
Воспитатель.
У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет.
Как называется наша малая Родина? Кто вы?
Дети. Наша Родина донской край, мы казачата.
На Дону мы родились, на Дону живем,
Любим Родину свою и о ней поём
Мы донцы - молодцы бравые ребята,
Не смотрите, что малы – все мы казачата!
Воспитатель. Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Великий и могучий Дон, Он с Волгой нежной обручен.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь. (Игорь Попов)
Воспитатель. Подул осенний ветерок и вот куда он нас принёс. Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон-батюшка – не сосчитать.
Донские казаки очень любили свою землю донскую, Дон, Родину во все времена года. Бережно относились к раздольным, донским степям, к каждой травинке. Завещали беречь донскую степь и своим детям, чтобы резвый донской скакун мог скакать по ней «до скончания века». У донских казаков много легенд о растениях, чтобы казачата помнили и любили свою природу.
Воспитатель. Вспомните, какую траву нельзя рвать? Почему?
Дети (Ковыль. Ковыль - это седые волосы матерей наших, они выросли на горючих прощальных слезах. Он мягкий и волнистый, как волосы, нежный,как мама, на вкус солоноват, да горек, как слёзы. Казаки считали ковыль травой мертвых, растущей на костях предков, погибших в битвах с кочевниками.
Воспитатель. Какой цветок почитают донские казаки?
Дети. (Бессмертник).
Воспитатель. Что в нем особенного? Вспомните легенду о донской - казачке и бессмертнике.
Дети. (После набега кочевников, у казачки угнали в плен мужа, отца и сына. Она очень горевала о них и отправилась к хану за своими родными. Она преодолела много трудностей и наконец добралась до хана. За её храбрость хан обещал отпустить только одного родственника. Она выбрала отца. Мужа я могу найти нового, сына тоже могу родить, а отца мне никто не вернёт. За мудрый ответ хан дал ей цветок, который имел тайну-загадку: он мог не вянуть неделю, месяц и даже год.
Воспитатель. Вот так осень окрасила наш любимый Дон и бескрайние степи (слайд 2, 3, 4 осенний Дон, осеняя степь, бессмертник в осенней степи)
Воспитатель. Что за город расположился на высоком холме? (слайд 5 вид Новочеркасска)
Дети. Это наш город Новочеркасск. Раньше, место, где теперь стоит Новочеркасск, называлось Бирючий кут – волчье логово, потому что водилось очень много волков.
Воспитатель. Осень бывает такая разная, только осенью бывает такое буйство красок! Кусты по берегам реки Тузлов ещё зелёные, а камыш уже порыжел. Как можно сказать про небо? Что вы чувствуете, когда видите эту фотографию?
Дети. Небо голубое- голубое, высокое, бездонное, бескрайнее, по небу друг за другом плывут белые облака, как воздушные корабли. Когда смотришь на эту красоту, чувствуешь, как красива природа нашего родного края, как огромна наша страна Россия.
Воспитатель. Но вот снова подул ветерок и привёл нас в городской парк, в котором живут его друзья – листочки. Вам нравится наш осенний парк? Чем?
(слайд 6, 7, 8 осенний городской парк : центральная аллея, карусели, аттракцион «Колесо обозрения»)
Воспитатель. Да, действительно, осень бывает такая разная, только осенью бывает такое буйство красок! Но вот снова подул ветерок и привёл нас в городской парк, в котором живут его друзья – листочки. Вам нравится наш осенний парк? Почему?
Дети. Да! Осенние деревья такие красивые, нарядные и немножко грустные. Они грустят о своих листьях, которые кружась, падают на землю. А разноцветные листья веселятся, вьются по ветру, шуршат под ногами, устилают городские аллеи, улицы и скверы. В парке можно отдохнуть, полюбоваться осенним пейзажем, покататься на каруселях, с высоты колеса увидеть весь город.
Игровое упражнение на развитие речевого дыхания
Воспитатель. Посмотрите, сколько листьев лежит на земле. Какого цвета они? Дети. (Жёлтые, оранжевые, красные, багряные).
Воспитатель. Возьмите лист, который вам нравится больше всех.
Тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки.
Вот какой листопад у нас с вами получился.
Физкультминутка «Осенние листочки»
Использование ТСО (фонограмма легкой музыки)
(Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение, с началом музыки бегают врассыпную, выполняя движения)
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.
Воспитатель. Ребята, хотите собрать осенний букет для своих друзей?
Пальчиковая игра с массажем рук для активизации речевой зоны головного мозга «Осенний букет».
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать массажные мячики в кулачках).
Листья берёзы. Листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы на мяче).
Мы соберём, в вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
Воспитатель. (игровое речевое упражнение)
Листья в парке шелестят (дети произносят звук ш-ш-ш-ш)
Пчелы больше не жужжат (дети произносят звук ж-ж-ж-ж)
Дует ветер все сильнее (дети «дуют» и произносят звук у-у-у-у)
Мы на Платовском проспекте, на аллее
(слайд 9,10 памятник М. И. Платову, Францу де Волану)
Воспитатель. Узнаёте ли вы эти памятники?
Дети. Это памятник основателю нашего города атаману М. И. Платову. Он находиться на главной площади нашего города.
Воспитатель. А это памятник первому городскому архитектору Францу де Волану. Он установлен на Платовском проспекте в тихой аллее неподалёку от Музея истории донского казачества. Сам де Волан называл Новочеркасск «маленьким Парижем».
Воспитатель. Какой период осени вы видите?
Дети. Это ранняя осень, потому что ещё цветут цветы, на деревьях много зелёных листьев, лишь только верхушки деревьев окрашены в жёлтый цвет.
Воспитатель. В наш город вместе с осенью пришло «Бабье лето». Что казаки называли «Бабьим летом».
Дети. Это время в середине октября, когда тепло и сухо как летом, когда паучки-кочевники летают на своих паутинках, когда казаки отмечают самый любимый свой праздник Покрова Божьей Матери.
Воспитатель. Почему казаки выбрали своей заступницей Божью Матерь?
Дети. Потому что казаки верили в Бога, под покровом Богоматери казаки не боялись ни вражеского огня, ни грозной стихии, ни морской бури, защищая от врагов свою Родину и православную веру.
Воспитатель. Наверное, потому что образ женщины – матери олицетворял собой в мыслях наших предков, как начало всех начал, родительницу рода человеческого, землю матушку, дающую и кров и пищу. А Матерь Божья еще была и символом целомудрия и чистоты, чистоты помыслов, а значит свободы и воли, справедливости и равноправия, То чем жили и к чему стремились казаки. Вот так выглядят наши храмы в осенний период : божественно и величаво (слайд11, Вознесенский Собор
Рефлексия:
Воспитатель. У каждого осень своя — грустная, золотая, игриво-нежная, воздушно-листопадная, шуршащая, дождливая. Никого не оставит равнодушным. Интересно, какая ваша осень?
Дети: рассказывают о своих представлениях об осени, своих чувствах, какую осень увидели они на занятии.