Кузнецова Любовь
Конспект НОД «Страна Шифровандия. Звуки [С] и [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Тема: Страна Шифровандия. Звуки "С" и "Сь"
Дети: подготовительная к школе группа (ФФН)
Форма проведения: Подгрупповая.
Цель: Дифференциация звуков С - Сь на уровне слога, слова и предложения.
Задачи:
1. Продолжать закреплять правильное произношение звуков "С" и "Сь";
2. Продолжать работу по развитию фонематических процессов, используя дидактические игры "Звуковая мозаика", "Телеграмма", "Четвертый лиш-ний";
Публикация «Конспект НОД „Страна Шифровандия, Звуки [С] и [С]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ребусы, шифровки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
3. Развивать координацию движений, через игру с мячом и работу с магнит-ной удочкой;
4. Упражнять в умении составлять предложения, используя игру "Придумай пароль";
5. Закрепить словарь по теме "Зима";
6. Тренировать навык звукобуквенного анализа;
7. Закрепить образ буквы "С";
8. Воспитывать желание помогать близким;
Раздаточный материал: Д/игра "Звуковая мозаика"; схемы слов, наборы для анализа слов; шнурки; счетные палочки.
Дидактический материал: телефон; магнитна удочка; массажные мячи.
Технические средства: ноутбук, проектор, экран для проектора.
Предварительная работа:
1. Изучение лексической темы "Признаки зимы", "Зимние забавы", "Зимую-щие птицы".
2. Изучение звука "С", закрепление артикуляции и основных характеристик.
Задания для работы с родителями:
1. Нарисовать или наклеить тетрадь изображения предметов, в названии которых есть звуки "С" и "Сь" (в два столбика).
2. "Назови ласково". Сравнить, что стало со звуком «С» после изменения слова (твердый превратился в мягкий). Нос, пес, лиса, усы, колесо, коса.
3. Прописать в тетради букву "С".
4. Выучить загадку, нарисовать отгадку.
И. Захарова
Непоседа, озорница
Крутится, играется,
А потом, словно певица
Песней заливается.
Ярко-желтую жилетку
Носит эта птица.
И в скворечнике на ветке
Первый гость (Синица).
План занятия:
I. Вводная часть
1. Организационный момент (1 минута)
2. Введение в тему. Характеристика звуков (3 минуты).
II. Основная часть.
1. Дидактическая игра "Звуковая мозаика" (3 минуты);
2. Дидактическая игра "Телеграмма" (3 минуты);
3. Динамическая пауза (2 минуты);
4. Дидактическая игра "Четвертый лишний" (3 минуты);
5. Игра "Придумай пароль" (3 минуты);
6. Игра "Разгадай шифр" (3 минуты).
7. Игра "Поймай слова" (3 минуты);
8. Буква "С" (3 минуты);
III. Заключительная часть.
1. Расскажем Башмачку о наших приключениях (2 минуты)
2. Дашина оценка (1 минута)
Ход НОД:
I. Вводная часть:
1. Организационный момент
Л: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, какой сегодня день недели?
Д: Среда.
Л: Правильно! А какой месяц и время года?
Д: Декабрь, зима.
Л: Правильно. Давайте вспомним, какие признаки зимы, мы уже изучили.
Д: выпадает много снега, на деревьях совсем нет листьев, Появляются со-сульки, можно кататься на санках, коньках и пр.
Л: Правильно, молодцы!
Звонит телефон.
Л: Ребята, с нами на связь хочет выйти Даша-путешественница (на экране появляется изображение Даши, логопед «разговаривает» с ней по телефону). Смотрите, какая она грустная. Что случилось, Даша? Как же так!
Ребята, Даша потеряла своего друга - обезьянку Башмачка. Чтобы его найти, нужно пройти через неизвестную страну Шифровандию. Даша боится, что не справиться сама и просит вас ей помочь. Поможем!
Д: Поможем.
2. Характеристика звуков
Л: Чтобы пройти через эту неизвестную страну, нужно разгадать все шифры, которые встретятся на пути. Сегодня все шифры в Шифровандии связаны со звуками "С" и "Сь", поэтому нам нужно вспомнить, все, что мы знаем про эти звуки. Давайте произнесем С-с-с-с и сь-сь-сь. Где находится язычок?
Д: Лежит на дне ротика.
Л: Что делают губы и зубы?
Д: Губы улыбаются, зубы сближены.
Л: А какой воздух дует из ротика?
Д: Холодный.
Л: Правильно. Когда мы произносим С-С-С напор воздуха сильнее, когда сь-сь-сь – слабее. Поэтому "С" мы обозначим большим насосом, а "Сь" – ма-леньким.
Л: Чтобы войти вам нужно правильно описать звуки "С" и "Сь". Если вы правильно называете признак, он появится на экране (при правильном назы-вании признака на экране появляется соответствующий символ).
Д: С - согласный (не можем спеть, глухой (горлышко не звенит, твердый.
Д: Сь - согласный, глухой, мягкий.
Л: Молодцы! Вы справились с заданием и теперь нас ждут приключения в стране Шифровандии!
II. Основная часть.
1. Дидактическая игра "Звуковая мозаика".
На лайде появляется Даша с улыбкой на лице.
Л: (разговаривает с Дашей по телефону). Ребята, Даша очень рада, что вы справились и мы сможем продолжить путь к Башмачку. А вот и первый шифр.
Логопед предлагает каждому ребенку заготовленный шаблон, разделенный на 9 одинаковых квадратов и набор синих и зеленых квадратов.
Л: Сейчас я буду произносить слова, если услышите звук "С", как вы думае-те, какой квадратик нужно будет поставить?
Д: Синий, потому, что это цвет твердого звука.
Л: Если услышите "СЬ", то поставите?
Д: Зеленый квадратик!
Л: Молодцы! Все начинаем составлять наш шифр с левого верхнего квадра-тика. Слушайте внимательно, я могу назвать слова, где нет этих звуков!
Суп, мак, сено, мост, кассета, дом, гусь, сито, нос, осень, слон
Л: А теперь давайте вместе с Дашей проверим, правильный ли вы подобрали шифр. Я буду передавать ваши ответы по телефону.
Затем логопед вместе с детьми на презентации проверяют правильность вы-полненного задания, если дети выбрали правильный цвет, квадратик на экра-не изменит цвет, если нет, он останется белым. Когда "шифры" совпадают, происходит переход к следующему этапу.
2. Дидактическая игра "Телеграмма"
На следующем слайде изображение телеграфной станции.
Л: Ребята, где же Даша? Я ее не вижу.
Д: Она прячется за домиком.
Л: Какие вы наблюдательные! Даша говорит, что это телеграфная станция (делает вид, что разговаривает с Дашей по телефону). Она говорит, что сей-час вам нужно будет по телефону передавать зашифрованные послания на станцию, чтобы пройти дальше. Все они будут со звуками "С" и "Сь". Я буду произносить шифр, а вы по очереди повторите его по телефону. Если повто-рите правильно, шифр появится на экране. Будьте внимательны, не путайте звуки "С" и "Сь"! Когда повторите, нажимайте кнопку, чтобы шифр ушел.
Са-ся-са! сё-со-со? Сю-су-сю. Сы-си-си. Ся-са-са? Сэ-сэ-се.
Ася-аса-ася! Усу-уся-уса? Иса-исю-ыси. Эса-есе-ёсё? Яся-аса-оса! Иса-иси-уся!
Л: Молодцы! Даша говорит, что все наши шифровки приняты, и мы можем пройти дальше!
3. Динамическая пауза.
Л: Смотрите, что здесь такое нарисовано?
Д: Здесь ребята занимаются физкультурой/ разминаются.
Л: Наверное, это значит, что нам нужно набраться сил и размяться. Давайте сделаем разминку!
Упражнение с массажными мячиками.
С вами мы начнем зарядку,
Расчитаясь по порядку!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем приседать.
Встанем бойко на носочки,
Словно достаем до лампочки.
Словно мячики поскачем
Все мы сильные, не плачем!
Важно нам зарядку делать,
Чтоб здоровым быть и смелым. Дети катают массажный мячик
между ладонями
Дети приседают, и перекладывают мя-чик из руки в руку, слегка сжимая.
Дети встают на носочки и тянут руки вверх; сжимают мячик обеими руками.
Дети скачут на обеих ногах.
Дети имитируют упражнения с ганте-лями
Дети катают мячики между ладонями.
4. "Четвертый лишний"
Логопед снова беседует с Дашей.
Л: Ребята, Даша очень удивлена, что вы так хорошо справляетесь с задания-ми. Она думает, что после разминки, вы еще лучше справитесь с заданиями. Смотрите, вот появляются какие-то картинки. Даша говорит, нам нужно вы-брать лишнюю. Давайте назовем, что изображено на картинках. Дети назы-вают картинки.
Д: Сорока, синица, сова, клест. Лишняя синица, потому что в остальных сло-вах звук "С", а тут "Сь"
Снеговик, сосулька, снег, снежинка.
Сноуборд, санки, хоккей, снежки. (слово в котором нет звука "С"- "Сь")
Если дети затрудняются в ответе, педагог сам произносит все слова, утриро-ванно произнося звуки "С" и "Сь".
Л: Молодцы! Даша говорит, мы можем идти дальше.
5. Игра "Придумай пароль".
На экране появляется "лишние" картинки из прошлого задания.
Л: А сейчас, чтобы пройти дальше, нужно придумать пароли. Но это будут не простые пароли, а предложения про эти картинки! Старайтесь составить кра-сивый и сложный пароль.
Логопед придумывает свой пароль. Дети составляют предложения с задан-ными картинками.
Л: Даша поражена, какие вы составили сложные пароли, никто не сможет их разгадать.
6. "Разгадай шифр".
Л: Даша как-то загрустила. Она думает, что следующее задание очень слож-ное и нам будет с ним не справиться. Она даже не понимает, что это значит.
На слайде появляются схемы слов, где звуки "С" и "Сь" занимают разное ме-сто.
Л: Посмотрите, дети, здесь какие -то странные шифры. Как вы думаете, что они означают?
Д: Они похожи на схемы слов (Если дети не дают правильного ответа, гово-рит педагог).
Л: Ребята, сейчас вам нужно будет поймать свою схему и придумать по ней слово, чтобы мы смогли пройти дальше. Не забывайте четко произносить звуки "С" и "Сь".
Логопед раскладывает на полу схемы слов (схемой вниз, задача детей и "поймать" свой шифр (используя магнитную удочку).
Дети по очереди "ловят" схемы, и придумывают слова в соответствии с ней.
7. Игра "Поймай слово"
Л: Как вы быстро придумали слова по схемам! Но сейчас вам нужно быть очень внимательными.
На слайде появляется стишок, с пропущенными словами.
Л: А вот и еще одно задание. Смотрите, в стихотворении все нормально?
Д: Нет, тут пропущены слова.
Л: Точно! Чтобы слова появились, вы должны их поймать. Сейчас я буду чи-тать вам стишок, а вы слушайте внимательно и запоминайте слова со звуками "С" и "Сь". Потом вы назовете все слова, которые запомнили. И если мы сможем вспомнить все слова, то пройдем дальше! Вы запомнили, что нужно сделать?
Д: Слушать и запомнить слова со звуками "С" и "Сь".
Л: Правильно, слушайте внимательно!
Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал.
снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал!
8. Буква "С"
Л: Даша очень рада, мы прошли уже почти весь путь. И нам осталось вы-полнить последнее задание. Для начала нам с вами нужно вспомнить, как от-личаются звук и буква и выбрать соответствующий символ. Даша не знает правильный ответ и не сможет вам подсказать.
На слайде появляются изображения: ухо, глаз, рот, рука с ручкой. Дети вы-бирают, какие символы подходят букве, какие звуку.
Д: Звук мы слышим и говорим. Ей подойдут ухо и рот. Букву мы пишем и видим, нам подойдут глаз и рука.
Л: Правильно, чтобы открыть последнюю дверь, вам нужно выбрать пра-вильную и изобразить букву "С".
На экране появляется несколько вариантов букв, детям нужно выбрать пра-вильный. Дети выбирают, и буква на экране становится больше.
Л: Даша рада, что вы знаете буквы алфавита! А теперь можете изобразить букву при помощи различных способов: ручки, шнурка, счетных палочек и пр.
Дети изображают букву, по желанию, при помощи любого материала.
III. Заключительный этап.
1. Расскажем Башмачку о наших приключениях.
Л: Ребята, вы разгадали все шифры и пароли и помогли Даше встретиться с Башмачком! Смотрите, как они довольны. Башмачок просит рассказать о том, что нам встретилось. Расскажете?
Л: Давайте вспомним, день каких звуков был в Шифровандии?.
Д: День звуков "С" и "Сь".
Л: Что вы можете рассказать о них?
Д: Звук С – согласный, твердый, глухой, обозначается синим. Звук Сь - со-гласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым.
Л: Какие слова с этими звуками вы можете вспомнить?
Д: Снег, синица, снеговик, санки и пр.
Л: Молодцы! Что вам больше всего понравилось? Что было сложным?
2. Дашина оценка.
Логопед от имени Даши отмечает тех детей, которые хороши занимались, и делает замечания тем, кто плохо себя вел. Просит их заниматься более усердно и прощается с ребятами.
Методические комментарии:
I. Вводная часть.
• Во время вводной части дети стоят полукругом на расстоянии двух метров от экрана.
• В процессе закрепления артикуляции спросить нескольких детей о положении каждого органа артикуляции.
• При работе над характеристикой звуков педагогу следует применить прием неправильного ответа. Предложить детям заведомо непра-вильный ответ (например, что язык при произнесении находиться в верхнем положении) и проследить реакцию детей и их действия.
II. Основная часть.
1. Дидактическая игра "Звуковая мозаика".
• Для проведения этой игры дети рассаживаются за столы (по два че-ловека).
• Следует акцентировать внимание детей на то, откуда начинать "вы-кладывать шифр", чтобы избежать связанных с этим, ошибок в "шиф-ре".
2. Дидактическая игра "Телеграмма".
• Дети продолжают сидеть за столами.
• При передаче зашифрованных посланий педагогу следует переносить телефон к каждому ребенку.
• Необходимо утрированно выделять интонацию послания, чтобы дети могли ее уловить и передать.
• После передачи сообщения можно спросить у других детей, какая была интонации сообщения.
3. Игра "Четвертый лишний"
• После динамической паузы можно рассадить детей полукругом.
• После выполнения задания следует уточнить у детей, в какое время года бывают эти явления, можно заниматься данными видами спор-та.
4. Игра "Разгадай шифр"
• Если нет магнитной удочки, можно предложить детям выбрать из нескольких карточек.
• Карточек должно быть больше, чем детей, чтобы каждый ребенок имел возможность выбрать.
5. Работа с буквой.
• Для работы с буквой детей можно рассадить за столы.
• Так же можно разложить различные материалы на отдельном сто-ле. Для выполнения задания дети подходят к столу и выбирают то, при помощи чего будут выкладывать букву.