Светлана Бондаренко
Конспект НОД в старшей группе «Лес и человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лес и человек»
Образовательная область: «Познание», «Социально-коммуникативное развитие».
Цели и задачи:
1. Дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Лес и человек“» размещена в разделах
2. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса.
3. Учить применять знания о правилах поведения в лесу.
4. Обогащать словарь детей.
5. Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.
Материал: картина – модель «многоэтажного» леса. Запись голосов птиц. Конверт с письмом от Старичка – Лесовика. Схематические рисунки правил поведения в лесу.
Ход НОД.
Восп. - Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.
(звучит запись «Голоса леса» (вывешиваются картины леса в разные сезоны года).
Восп. -Откройте глаза. Посмотрите - мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Ты нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
Восп. - Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их»
Восп. - Ребята,мы идём в гости (звучит запись голосов птиц)
Восп. - Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Восп. -Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой березка, рядом с елью - осина. В лесах нашего края встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав, цветов.
(вывешивается модель «Лес - многоэтажный дом».)
Восп. - Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?
Восп. -Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими. Какие еще высокие деревья есть в лесу? (ответы детей)
Восп. - Много в лесу деревьев. Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, клен, рябина, черемуха, ива.
Восп. - Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (ответы детей - кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)
Восп. - Какие лесные кустарники вы знаете? (ответы детей - можжевельник, шиповник, малина, смородина и др.)
Восп. - Что растет под кустами? (ответы детей - трава, цветы, мох, грибы.)
Восп. - Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем, сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме).
Восп. - Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.
Восп. - Третий - кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название: подлесок.
Восп. - А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи.
Восп. - Ребята, кто живет под землей в лесу? (ответы детей - крот, мышь.)
Восп. - А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила. (дети берут по одному цветку и перечисляют правила).
Восп. - Берегите муравейники. Не разоряйте их.
Восп. - Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе! Не рви цветы! Не лови бабочек и других насекомых! Не разжигай костёр!
Восп. - Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу (ответы детей - исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы….)
Восп. - «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные….
Восп. - Вам понравились волшебные цветы? (ответы детей)
Восп. - Ребята, много разных животных живёт в лесу.
Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый. (ответы детей - он нужен лягушкам, птицам)
Восп. - А что будет если исчезнут все комары? (ответы детей - многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, они съедят все листья на деревьях, и тогда деревья погибнут.)
Восп. - А как вы думаете, человек может прожить без леса? (ответы детей)
Восп. - Что даёт лес человеку? (ответы детей - свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы).
Восп. - Лес - наше богатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.
Восп. Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу, вы отвечали на вопросы.