Баянова Юлия Владимировна
Реализация социально-значимого проекта «Человек собаке друг» в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: социально-значимый, познавательно – исследовательский
Форма проведения проекта: групповая
По продолжительности: долгосрочный
Участники проекта: дети старшей группы №3 «Теремок», родители, воспитатели, Барнаульская общественная организация - приют для бездомных животных «Ласка».
Автор проекта: воспитатель Баянова Юлия Владимировна
Публикация «Реализация социально-значимого проекта „Человек собаке друг“ в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Проекты
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Актуальность проекта: Дошкольный возраст – это самая яркая, неповторимая страница в жизни каждого из нас. Это период, когда ребенок входит в социум, познавая и строя отношения с миром природы, и людей. Кошки и собаки становятся первыми объектами его познания живого мира природы. В этом возрасте актуально воспитывать в ребенке эмоционально-нравственную сферу и культуру общения. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть у воспитания. Ребенок должен уметь чувствовать переживания другого человека, тогда, когда он делает что-либо для создания комфорта, заботы о домашних животных. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке и животному, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство. А надо воспитать в детском сердце подлинную человеческую любовь – тревогу, волнение, заботу, переживание. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботу о судьбе другого человека или животного. Очень важно, чтобы дети узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о братьях наших меньших (кошках и собаках).
Любовь, понимание и забота - это то, чего ждет природа от каждого из нас. Для взрослых очень важно не упустить этот период дошкольника в воспитательных целях, формировании правильной нравственной позиции к природе.
Проблема: На улицах города можно наблюдать бездомных животных, кошек и собак. Первое чувство, которое возникает у ребенка, взять это несчастное животное на руки: прижать к себе, погладить, пожалеть, поиграть с ним.
Чувство сострадания к животным характеризует большинство детей. Но так ли это безопасно для детей? Многие дети не знают о том, что шерсть бездомных животных источник инфекционных заболеваний и гладить их опасно. Также бездомное животное может быть агрессивным, на теле человека остаются царапины, ссадины и укусы, что также приносит вред здоровью. Возникла необходимость выяснить с детьми причины появления бездомных животных на улицах города и оказание им помощи, насколько это возможно в старшем дошкольном возрасте. Перед детьми встала проблема, которую им не терпелось решить: «Как мы, дети, можем помочь бездомным животным?»
Социальная значимость проекта.
Как мало в настоящее время добра вокруг. Сколько жестокости, безразличия, боли мы наблюдаем в нашей жизни. На улицах нашего города можно встретить бездомных животных, брошенных своими хозяевами. Мы можем наблюдать жестокое отношение к беззащитным животным. И только благодаря неравнодушным людям, волонтёрам, организованным приютам мы совместными усилиями можем помочь малой части бездомных животных. Дети, особенно дошкольного возраста, всегда проявляют неподдельный интерес к домашним животным, но когда они видят, что такие же животные остаются без дома, они готовы всеми возможными средствами помогать им. Это подтверждает реализация в нашей группе проекта «Человек собаке друг».
Цель проекта: привлечение внимания детей и взрослых к проблеме защиты бездомных животных; оказать помощь обитателям Барнаульского приюта для бездомных животных «Ласка»
Задачи:
- заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать любознательность и устойчивый интерес к проблеме;
- развивать эмоционально-чувственную сферу личности ребенка через любовь и осознанное отношение ко всему живому;
- прививать детям чувство ответственности, доброты, сострадания, сопереживания, не только к своим питомцам, но и к бездомным животным;
- формировать гуманное отношение, желание проявлять посильную заботу и участие в судьбе животных, получать удовольствие от общения с ними;
- знакомить с породами, повадками, особенностями поведения кошек и собак;
- дать знания о профессиях ветеринара, специалиста по стрижке собак (груммер, кинолога;
- учить соблюдать меры безопасности при общении с животными.
- развивать творческие способности детей.
Гипотеза исследования: неравнодушные люди, приюты для бездомных животных совместными усилиями могут решить проблему животных.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный (мотивационный)
В ходе беседы о домашних животных дети размышляли об особенностях домашних животных, их роли в жизни человека, устанавливали взаимосвязь между людьми и животными. Отвечали на вопросы:
- Какое место в нашей жизни занимают домашние животные?
- Что мы можем дать домашним животным?
У детей возник вопрос: «Почему на улицах нашего города так много бездомных собак и кошек?». Мы с детьми решили узнать больше материала на данную тему и вместе придумали тему исследовательской работы «Откуда берутся бездомные животные?» и начали над ней работать.
2. Опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов»: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Откуда можно узнать?»
Планирование
С помощью мозгового штурма вместе с детьми мы определили пути решения поставленной проблемы:
• Забрать бездомное животное домой, если разрешат родители.
• Рассказать друзьям и соседям о бездомных животных, которые живут у волонтёров.
• Изготовить листовки с изображением домашних животных «Всем на свете нужен дом».
• Попросить родителей собрать корм и лекарства для бездомных животных.
• Изготовить игрушки для бездомных животных.
• Организовать выставку рисунков «Породы собак», «Кошка, которая гуляет сама по себе».
• Придумать рассказы о животных, которые живут у волонтеров и с помощью родителей разместить их в социальных сетях.
II этап. Аналитический
Сбор и анализ материала:
1. Изучили данную проблему по материалам нтернет-ресурсов, газетных публикаций.
2. Анкетирование детей и взрослых (педагогов, родителей, соседей, знакомых) об их отношении к бездомным животным и предложений путей решения этой проблемы.
Вопросы:
Почему на улицах все больше появляется бездомных животных?
Каково ваше отношение к бездомным животным?
Что делать, чтобы их стало меньше?
3. Наблюдение: сколько бездомных животных встретилось на улице по дороге в детский сад.
4. Подбор:
- художественной литературы по теме проекта: Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса», Б. Житков «Беспризорная кошка», Ф. Кнорре «Солёный пес», Д. Пеннак "Собака Пес", В. Чаплина «Забавные животные. Случайные встречи», Ю. Коваль «Шамайка», Остер Г. «Котёнок по имени Гав», Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Т. А. Шорыгина «Кнопка», Т. А. Шорыгина «Мне купили щенка», С. Михалков «Мой щенок», Е. Благинина «Котёнок»;
- сюжетных картин для составления рассказов на тему «Кошка с котятами», «Бездомный щенок»;
- фотоматериала: содержание бездомных животных в приюте «Ласка», фотографии домашних животных детей группы;
- демонстрационных картинок по теме «Правила обращения с домашними животными»
- дидактических игр «Накорми животных», «Путаница», «Кто лишний?», «Чьи? Чей? Чья? Чьё?», «Кто самый нужный?»; «Найди пару», «Найди различия», лабиринт «Найди свой дом», «Собери картинку», «Угадай породу», «Найди щенка», «Породы кошек», «Породы собак»;
- подвижных игр: «Кошка-собака», «Лохматый пёс», «Кошки-мышки»;
- атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Ветеринарная больница» .
Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Привлечь родителей к поиску в интернете информации по темам «Почему кошки и собаки оказываются бездомными?», «Есть ли бездомные собаки в других странах?», «Памятники собакам и кошкам»
2. Организация акции «Накорми бездомное животное»: сбор кормов и круп для приюта «Ласка»
III этап. Основной (практический)
Познавательно-исследовательская деятельность:
1. Беседа с использованием ИКТ на тему: «Почему кошки и собаки оказываются бездомными?»
2. Анализ анкетирования детей и взрослых (педагогов, родителей, соседей, знакомых) об их отношении к бездомным животным и предложений путей решения этой проблемы.
3. Создание собственного ресурса (презентации): «Откуда берутся бездомные животные», «Памятники собакам и кошкам», «Есть ли бездомные собаки в других странах?», "Накормим бездомное животное".
4. Просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов: «Бобик в гостях у Барбоса», «Варежка», «Трое из Простоквашино», «Котёнок по имени Гав», «Жил-был черный кот», просмотр передач «Дог – шоу», «Видели видео».
5. Изготовление альбома «Мои любимый питомец» с советами о том, как ухаживать за домашним животным.
6. Создание стенгазеты «Мой любимый питомец».
7. Создание альбома «Наши верные друзья», мини-атласа пород собак и кошек.
8. Создание стенгазеты «Человек собаке друг» (о приюте для бездомных животных «Ласка»)
9. Создание презентации «Накормим бездомное животное»
Игровая деятельность:
1. Сюжетно- ролевая игра «Ветеринарная больница».
2. Дидактические игры: «Накорми животных», «Путаница», «Кто лишний?», «Чьи? Чей? Чья? Чьё?», «Кто самый нужный?»; «Найди пару», «Найди различия», лабиринт «Найди свой дом», «Собери картинку», «Угадай породу», «Найди щенка» «Породы кошек», «Породы собак».
3. Подвижные игры: «Лохматый пёс», «Кошка-собака», «Кошки-мышки», «Кот и воробушки».
Коммуникативная деятельность:
1. Составление рассказов по сюжетным картинкам «Бездомный щенок», «Кошка с котятами»
2. Беседы и обсуждения на тему: «Что нужно сделать, чтобы не было бездомных собак?». «Проблемы города, связанные с бездомными животными», «Правила обращения с бездомными животными».
3. Представление личного опыта содержания и ухода за домашним животным с использованием стенгазеты «Мой любимый питомец».
4. Беседа о возможной помощи бездомным животным через организацию и содержание приюта для животных на основе демонстрации опыта работы приюта «Ласка», посредством стенгазеты «Человек собаке друг».
5. Составление сборника загадок, стихов и сказок «Наши верные друзья!».
Восприятие художественной литературы и фольклора:
1. Заучивание стихотворения Вадима Левина «Гулял по улице щенок»
2. Чтение и обсуждение рассказа «Случайные встречи» из книги В. Чаплиной «Забавные животные».
Изобразительная деятельность:
1. Рисование: «Наши верные друзья», «Породы собак», "Такие разные кошки".
2. Выпуск буклета и листовок о собаках (раздать их своим соседям и знакомым, чтобы они не выбрасывали на улицу своих домашних питомцев и не теряли их, ведь человек в ответе за тех, кого приручил.
Музыкальная деятельность:
1. Прослушивание песен «Кошка беспородная» музыка и слова А. Пряжникова, «Бездомный пёс» Кузнецов С., «Пропала собака по кличке Дружок» слова Ламма А., музыка Шаинского В. В.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Оформить материал консультации для родителей «Проблемы города, связанные с бездомными животными»
2. Знакомство с волонтёрами общественной организации приюта для бездомных животных «Ласка» через сайт организации
3. Совместное творчество детей и родителей, направленное на изготовление творческих работ по теме «Наши верные друзья», создание альбома «Наши верные друзья».
4. Участие в создании сборника загадок, стихов, сказок «Наши верные друзья»
5. Организация помощи бездомным животным приюта «Ласка» через участие в акции «Накорми бездомное животное»: сбор кормов, круп, хозяйственных материалов и последующая доставка собранных средств в приют.
Результат:
- оказана помощь бездомным животным, находящимся в приюте «Ласка»
- пополнили знания о домашних животных;
- научились заботиться о своих питомцах, любить их, беречь, понимать, с помощью взрослых ухаживать за ними;
- появилась потребность заботиться о бездомных животных, проявляя к ним сострадание;
- сформировано более ответственное отношение и активная жизненная позиция у детей и взрослых по отношению к «братьям нашим меньшим».
Результаты проекта:
• создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании навыков ухода за домашними животными;
• созданы условия для раскрытия творческого потенциала воспитанников через использование разнообразных форм деятельности актуальных в данном возрастном периоде;
• через практическую деятельность у воспитанников повысился уровень экологической культуры, познавательной активности к друзьям нашим меньшим;
• повысилась активность, заинтересованность семей воспитанников в сотрудничестве;
• родители и воспитанники приняли активное участие в помощи бездомным животным приюта «Ласка».